• 2014 год
  • Инфляция: 11.4% √ Безработица: 5.1% √ Рост ВВП: 0.6%
  • МРОТ: 5554 рублей
    Ключевая ставка: 17%
    • Россия в цифрах

      Россия в цифрах

      Статистические данные
    • Мировая экономика в цифрах

      Мировая экономика в цифрах

      Показатели и индикаторы развития мировой экономики.
    • Новости образования

      Новости образования

      Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор): список закрытых вузов, новости ЕГЭ

Вопросы и ответы

Изучение ареала обслуживания предприятия

Administrator от 12 января 2011 года, 14:51
Ареал обслуживания – территория, на которой находятся потенциальные потребители услуг предприятия.

Услугами предприятия сферы сервиса могут пользоваться люди, проживающие поблизости от предприятия, а также так называемые «мигранты» – приезжающие в данную местность на работу, учебу, по делам бизнеса, отдых, за покупками и т.д. От того, сколько населения проживает в ареале обслуживания, каков его демографический, социальный состав, существует ли миграция и какова она, во многом зависят емкость и структура потенциального рынка сбыта услуг предприятия. Однако следует заметить, что для предприятий, ориентированных на потребителей с высоким уровнем дохода, понятие «ареал обслуживания» не актуально. Клиентами предприятия в этом случае может являться все высокообеспеченное население города (района, поселка, села), т.к. для него значимым является не удаленность предприятия, а качество и престижность предоставляемых им услуг.

Шаги определения ареала обслуживания:

I. Географические характеристики (выбор границ и расчет площади).

Для этого сначала анализируется транспортное сообщение: скорость движения, время ожидания, количество остановок на пути следования до предприятия; удаленность предприятия от ближайшей остановки транспорта.

Если транспортное сообщение в городе (районе, поселке, селе) существует, то рассчитывается радиус транспортной доступности предприятия по формуле:

Rt =(T -T1 -T2 * a) * Ft - Rh,

где Rt - радиус транспортной доступности (км);

T - нормативное время доступности предприятия, оказывающего услуги данной отраслевой группы (ч.);

T1 - среднее время ожидания прихода транспортного средства к остановочному пункту (ч.);

T2 - средняя продолжительность нахождения транспортного средства на остановочном пункте во время остановки (ч.);

а - количество остановок транспортного средства на пути его следования от конечной точки маршрута до данного предприятия (шт.);

Ft - средняя скорость движения транспортного средства (км/ч);

Rh - расстояние между ближайшим остановочным пунктом транспортного средства и данным предприятием (км).

Примечание. Данная формула имеет смысл при условиях:

T1 -T2 * a < T

(T -T1 -T2 * a) * Ft
При невыполнении данных условий или при отсутствии транспортного сообщения – производится расчет радиуса пешеходной доступности:

Ro = T * Fo,

где Ro - радиус пешеходной доступности (км);

Fo - средняя скорость движения пешехода (4 км/ч).

Далее необходимо установить, существуют ли в городе (районе, поселке, селе) другие предприятия, оказывающие аналогичные виды услуг, т.е. конкуренты.

Это дает возможность определить, что будет являться ареалом обслуживания.

1 вариант – весь город (район, поселок, село), если в нем отсутствуют предприятия-конкуренты.

2 вариант – зона транспортной доступности, если в городе (район, поселок, село), существует движение общественного транспорта, а также действуют предприятия-конкуренты (за исключением тех случаев, когда существует низкий уровень развития транспортного сообщения).

3 вариант – зона пешеходной доступности, если в городе существуют предприятия-конкуренты, а движение общественного транспорта отсутствует (или существует низкий уровень его развития).

После установления границ ареала обслуживания определяется его площадь.

Если в качестве ареала обслуживания выбран вариант 1, то площадь ареала обслуживания будет равна площади города (района, поселка, села).

Если же выбраны другие варианты в качестве ареала обслуживания, то определить площадь можно непосредственно по карте города (района, поселка, села), либо расчетным методом (как площадь круга):

При 2 варианте

S = П * Rt2,

где S – площадь ареала обслуживания (км2); П=3,14;

При 3 варианте

S = П * Ro2

II. Демографические характеристики (определение количества человек, проживающих в ареале обслуживания).

При 1 варианте ареала обслуживания, количество человек будет равно численности жителей города (района, поселка, села):

N= N`,

где N – количество человек, проживающих в ареале обслуживания (чел.);
N` - численность населения, проживающего в территориальной единице (чел.).

При 2 и 3 варианте количество человек в ареале обслуживания можно рассчитать двумя способами:

Способ 1. Определив количество жилых домов и количество человек, проживающих в них (данный способ требует значительных временных и материальных затрат).

N = sum(Nm),

где e - число домов, находящихся в зоне доступности (транспортной или пешеходной);

Nm - число жителей, проживающих в m-ом доме (чел.).

Способ 2. Предположив, количество человек в ареале обслуживания соотносится с общей численностью жителей города (района, поселка, села) примерно в той же пропорции, как площадь ареала обслуживания с общей площадью города (района, поселка, села).

N = S * N`/ S`,

где S` - площадь территориальной единицы (км2).

twitter ВКонтакте facebook
594-797-934

Все права защищены и охраняются законом. Copyright © ООО Новый семестр Semestr.RU 2006-2016