• 2016 год
  • Инфляция Безработица Рост ВВП
  • МРОТ: 6204 рублей (с 1 июля 2017 года: 7800 рублей)
    Ключевая ставка: 10.00%
  • НДС: 18% √ Налог на прибыль: 20%
    Страховые взносы в ПФ: 30%
    Налог на имущество: 2% (регион)
  • 2014 год
  • Инфляция: 11.4% √ Безработица: 5.1% √ Рост ВВП: 0.6%
  • МРОТ: 5554 рублей
    Ключевая ставка: 17%
    • Россия в цифрах

      Россия в цифрах

      Статистические данные
    • Мировая экономика в цифрах

      Мировая экономика в цифрах

      Показатели и индикаторы развития мировой экономики.
    • Новости образования

      Новости образования

      Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор): список закрытых вузов, новости ЕГЭ

Вопросы и ответы

Принятие решения на основе рационального подхода

Экономика и управление
Administrator от 14 января 2011 года, 09:04
Принятие решений – это составная часть реализации каждой управленческой функции и поэтому может рассматриваться как ключевой элемент процесса управления.
Решение – это выбор альтернативы. В управлении мы чаще всего сталкиваемся с ситуациями, когда необходимо принимать так называемые «незапрограммированные» решения, требующие определённой аналитической переработки и научно обоснованной процедуры процесса принятия решения, в условиях неопределённости.
Любое конкретное решение в той или иной степени обусловлено интуицией и опытом лица, принимающего решение. Однако, управленческое решение должно быть прежде всего результатом объективного аналитического процесса, обладать рациональностью. Рациональное решение основано на логике и анализе.
Полной рациональности достичь невозможно по целому ряду причин, однако, существует метод рационального разрешения проблем, применение которого существенно повышает обоснованность принимаемых решений.

Принято выделять 5 основных этапов рационального разрешения проблем (или проблемных ситуаций).
1. Диагноз проблемы.
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения.
3. Выявление альтернатив.
4. Оценка альтернатив.
5. Окончательный выбор.
На первом этапе мы, по существу, структурируем проблему, анализируем ситуацию и формируем цели, которые хотим достичь.
На втором этапе мы определяем, какие факторы (обстоятельства) являются ограничивающими, т.е. сужают возможности в принятии решения, на какие из них можно воздействовать, а с какими мы вынуждены считаться. На основе анализа целей, которые мы хотим достичь, и ограничений, которые мы должны учитывать, формулируется система критериев, или требований, которым должно соответствовать решение. Рекомендуется иметь перечень критериев с учётом приоритетов.
На третьем этапе определяются альтернативные варианты решения, из которых потом будет осуществляться выбор.
Количество альтернатив должно быть ограничено. Для данной контрольной работы рекомендуется остановиться на двух-трёх вариантах.
На этапе 4 производится важная процедура – оценка альтернатив.
При оценке, основываясь на тех критериях, которые выбраны на этапе 3, и с учётом возможных последствий мы определяем преимущества и недостатки каждой из альтернатив.
При этом рекомендуется придерживаться следующей технологии:
1. Для оценки каждой альтернативы выделить по отдельному листу бумаги, разделённому вертикально на 2 части (преимущества-недостатки).
2. Перечислить преимущества и недостатки каждой альтернативы, включая максимальное количество идей.
3. Перепроверить перечни, при необходимости откорректировать формулировки и исключить повторения (вычеркнуть аналогичные преимущества и недостатки).
4. Исключить из списков несущественные преимущества и недостатки.
5. Оценить в баллах (по 10-балльной системе) важность каждого преимущества и недостатка.
6. Оценить в % вероятность появления каждого преимущества и недостатка.
Все эти действия носят предварительный характер и выполняются в черновом виде.
В результате мы получим 2 (или 3, если альтернативы 3) таблицы (которые и включаются в контрольную работу), представленные в следующей форме:

Преимущества: Формулировка, Оценка важности, Оценка вероятности.
Недостатки: Формулировка, Оценка важности, Оценка вероятности.

На пятом этапе делается окончательный выбор, который основывается как на результатах количественной оценки, полученной на предыдущем этапе, так и из других соображений и предпочтений, которые желательно изложить.
Необходимо учитывать, что в процессе принятия управленческого решения на ЛПР оказывают влияние целый ряд обстоятельств и факторов, которые могут существенно сказаться на окончательном выборе и иногда снизить степень рациональности.
Это объясняется тем, что, как правило, объект управленческого воздействия – это сложная и открытая система, подверженная внутренним и внешним изменениям; субъект управления (человек или группа лиц) тоже открытая система, подверженная рациональному, эмоциональному, психологическому влиянию.
Среди факторов влияния важнейшими являются две группы:
а) обусловленные личностными оценками ЛПР;
б) характеризующие внешнюю среду.
Личностные оценки, в свою очередь, обусловлены ценностными ориентациями ЛПР.

При этом необходимо ориентироваться на 13 категорий ценностных ориентаций и 3 группы факторов, характеризующих внешнюю среду, которые приводятся ниже.

Категории ценностных ориентаций (ЦО).
1. Интеллектуальные ЦО (истина, знание, рациональное мышление и др.)
2. Экономические ЦО (практичность, полезность, прибыльность, ресурсная обеспеченность, финансово-экономическая ситуация и т.д.).
3. Политические ЦО (власть, имидж, авторитет, политическая обстановка, деятельность властных структур, партий, движений и т.д.).
4. Правовые ЦО (законодательство, правовое поле, судебная практика и т.д.).
5. Рыночные ЦО (конкурентная среда, динамика регионального рынка и т.д.).
6. Технологические ЦО (НТП, информационные технологии, нововведения, технические средства).
7. Международные ЦО (внешнеэкономическая и внешнеполитическая ситуация, внешние связи).
8. Социальные ЦО (социальная температура, качество жизни населения, демография, межнациональные отношения и т.д.).
9. Экологические ЦО (природно-ресурсный потенциал, экологическая обстановка, природные катастрофы и т.д.).
10. Пространственные (географическое местоположение, размещение и т.д.).
11. Социально-психологические ЦО (социальная комфортность, социально-психологический климат, доверие, амбиции и др.)
12. Эстетические ЦО (гармония, красота, симметрия и др.)
13. Этические ЦО (справедливость, честность, порядочность, милосердие и др.)
Необходимо также учитывать следующие факторы: времени, информационной достаточности и риска.
Экономика и управление
τ twitter ВКонтакте Ψ facebook
+7 912 459 33 67 594-797-934