Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Философия

ГлавнаяФилософия и наукаФилософия
ДисциплинаФилософия
ВУЗИжГТУ
Цена100.00

Содержание

РАЗДЕЛ I ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Отметьте правильные утверждения.
1. Понятие философия переводится как:
а) наука о мудрости;
б) любовь к мудрости;
в) обладание мудростью;
г) освоение мудрости.
2. Предмет философии:
а) бытие в целом и смысл его существования;
б) развитие природы;
в) законы общественного развития
г) взаимодействие природы и человека.
3. Выделите правильное утверждение:
а) философия и мировоззрение существуют самостоятельно;
б) философия - наиболее ранняя форма мировоззрения;
в) мировоззрение не может существовать без философии;
г) философия - высшая форма мировоззрения.
4. Мифология - это:
а) учение о мифах;
б) научная теория;
в) литературное течение;
г) фантастические представления древних о мироздании
5. Принцип сыновей и братской добродетели в конфуцианские связан с понятием:
а) сяо та;
б) жень;
в) ли;
г)дэ.
6. В даосизме дао:
а) энергия;
б) мужское начало;
в) женское начало;
г) естественный путь вещей.
7. Брахма в ведизме - это:
а) мировая душа;
б) индивидуальная душа;
в) колесо жизни;
г) закон воздаяния.
8. Буддизм считает, что праведная жизнь человека завершается достижением состояния:
а) самсары;
б) кармы;
в) нирваны;
г) бодхи.
9. Локаята:
а) отвергает загробную жизнь;
б) признаёт цепь перерождений;
в) сомневается в возможности последующего возрождения;
г) не поднимает эту проблему.
10. Античная философия возникла:
а) на территории собственно Греции;
б) на Древнем Востоке;
в) в Италии;
г) в греческих колониях на западном побережье Малой Азии.
11. Милетские философы были:
а) софистами;
б) объективными идеалистами; 
в) субъективными идеалистами
г) стихийными материалистами.
12. Принцип «пакта реи» у Гераклита связан с:
а) метафизикой;
б) солипсизмом;
в) диалектикой;
г) агностицизмом.
13. Демокрит считал, что жизнь возникла:
а) естественным образом, по законам природы;
б) в результате божественного вмешательства;
в) в результате развития идеальной первоосновы;
г) в результате случайного столкновения атомов.
14. Согласно Платону идеальным государством должны управлять:
а) воины;
б) земледельцы;
в) ремесленники;
г) философы.
15. Философия Сократа является по преимуществу:
а) космологией;
б) гносеологией;
в) антропологией;
г) эсхатологией.
16. В учении о человеческой душе Аристотель выделяет:
а) 2 вида души;
б) 3 вида души;
в) 4 вида души;
г) считает её нерасчленимой.
17. Господствующий метод философствования в средние века:
а) диалектика;
б) эмпиризм;
в) схоластика;
г) рационализм.
18. Философское творчество Августина относится к периоду:
а) патристики;
б) схоластики;
в) софистики;
г) апологетики.
19. Томизм - это религиозно-философское учение:
а) Ансельма Кентерберийского;
б) Фомы Аквинского;
в) Томаса Уэльсского;
г) Климента Александрийского.
20. Философия Возрождения:
а) стояла на позициях полного атеизма;
б) продолжала оставаться «служанкой богословия»;
в) развивала идеи пантеизма;
г) вообще не обращалась к религиозным проблемам.
21. Говоря об «идолах театра», Фрэнсис Бэкон выступает, прежде всего, против:
а) языческого идолопоклонства;
б) христианской священной истории;
в) античного театрального искусства;
г) безграничного доверия к ученым авторитетам.
22. Эволюция первоначального хаоса у Рене Декарта завершается образованием:
а) четырех видов корпускул;
б) трёх видов корпускул;
в) двух видов корпускул;
г) единой материи.
23. Человек в философии Т. Гоббса - это:
а) божественное творение;
б) чисто природное существо;
в) результат общественного развития;
г) существо, занимающее промежуточное положение между природой и обществом.
24. Джон Локк развивает концепцию:
а) прагматизма;
б) утилитаризма;
в) гилозоизма;
г) конформизма.
25. Французские просветители выступали:
а) за сохранение существующих социальных отношений;
б) за сохранение абсолютизма;
в) против буржуазии;
г) против господства религиозной идеологии.
26. С точки зрения И. Канта, проникновение в мир «вещей в себе» возможно с помощью:
а) опытного знания;
б) теоретических расчетов;
в) религии;
г) воображения.
27. Завершающая стадия саморазвития абсолютной идеи у Гегеля приводит к формированию:
а) абсолютного тела;
б) абсолютного мира;
в) абсолютного разума;
г) абсолютного духа.
28. В основе философского мировоззрения Фейербаха лежит:
а) натурализм;
б) эмпиризм;
в) рационализм;
г) утилитаризм.
29. Центральное расхождение между западниками и славянофилами связано с проблемой:
а) выбора исторического пути развития России в целом;
б) определения только характера культурного развития;
в) выбора исключительно экономических принципов развития;
г) определения характера государственного устройства.
30. С точки зрения B.C. Соловьёва, разобщённость между людьми может быть преодолена с помощью:
а) экономики;
б) политики;
в) культуры;
г) нравственности.
31. Основу бытия мира, по мнению С.Н, Булгакова, составляют:
а) атомы;
б) корпускулы;
в) божественные энергии;
г) материя.
32. Н. А. Бердяев считал первичным:
а) свободу;
б) Бога;
в) материю;
г) космический хаос.
33. Выделите философа, не принадлежащего к философскому направлению «космизм»:
а)Н.А.Умов;
б) Н.Г. Холодный;
в) Н.Ф. Фёдоров;
г) П.Я. Чаадаев.
34. Марксизм основным критерием истинности считает:
а) мнение большинства;
б) чувственные данные;
в) логически непротиворечивое умозаключение;
г) практику.
35. «Философия жизни» относится к:
а) европейской философии XVIII века;
б) классической философии;
в) восточной философии;
г) неклассической философии.
36. Для философских взглядов А. Шопенгауэра характерен:
а) прагматизм;
б) оптимизм;
в) скептицизм;
г) пессимизм.
37. Сверхчеловек Ф. Ницше - это:
а) Бог;
б) существо, обладающее выдающимися физическими способностями;
в) существо, обладающее волей;
г) результат исторического развития.
38. По мнению 3. Фрейда, психический аппарат выступает как:
а) ОНО;
б) Я;
в) Сверх-Я;
г) совокупность этих начал.
39. Экзистенция - это:
а) материальное первоначало мира;
б) рождение чего-то из ничего;
в) индивидуальное существование;
г) божественный замысел.
40. Сциентизм и антасциентазм в центр своего внимания ставят такое явление, как:
а) наука;
б) природа;
в) космос;
г)человек.
РАЗДЕЛ 2 ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Бытие в философии - это:
а) то, что вечно меняется;
б) то, что рождается и умирает;
в) то, что должно быть;
г) то, что существует.
2. В современном представлении материя - это:
а) однородное мировое вещество;
б) всё объективное и чувственно воспринимаемое;
в) единственная реальность;
г) первоначало мира.
3. Движение в философском понимании - это:
а) любое взаимодействие;
б) перемещение в пространстве;
в) только качественные изменения;
г) только количественные изменения.
4. Пространство и время:
а) существуют независимо друг от друга;
б) существуют в единстве и самостоятельно;
в) существовали до материи;
г) формы существования и координации материальных объектов.
5. С точки зрения метафизики развитие - это:
а) движение по спирали;
б) необратимые качественные изменения;
в) только количественные изменения;
г) регресс.
6. С точки зрения диалектики развитие - это:
а) только прогресс;
б) только регресс;
в) движение по кругу;
г) необратимые качественные изменения.
7. Категории - это:
а) названия объектов;
б) научные термины;
в) наиболее общие абстрактные понятия;
г) понятия, отражающие конкретные свойства.
8. С точки зрения диалектики:
а) общее породило единичное;
б) общее существует только в понятиях;
в) общее и единичное существуют независимо друг от друга;
г) общее и единичное - стороны конкретного объекта.
9. Что верно:
а) существует содержание без формы;
б) существует форма без содержания;
в) форма и содержание существуют вместе, но независимо друг от друга;
г) форма - способ существования содержания.
10. Фатализм утверждает, что всё предопределено:
а) роком;
б) божественным предопределением;
в) судьбой;
г) всем вышеперечисленным.
11. Телеология рассматривает течение событий как результат действия:
а) стечения обстоятельств;
б) божественного предопределения;
в) объективных законов;
г) человеческой воли.
12. Выделите диалектико-материалистическую оценку необходимости и случайности:
а) случайность - это непознанная необходимость;
б) одни явления в мире случайны, другие - необходимы;
в) всякое явление и необходимо и случайно в одном и том же отношении;
г) всякое событие и случайно и необходимо, но в разных отношениях.
13. Индетерминизм единственной основой процесса развития признаёт:
а) законы;
б) случайность;
в) человеческие желания;
г) действие сверхъестественных сил.
14. Сущность и явление:
а) полностью совпадают;
б) существуют независимо друг от друга;
в) совпадают частично;
г) не предполагают друг друга.
15. Проблема человека является предметом рассмотрения такой философской отрасли, как:
а) гносеология;
б) онтология;
в)телеология;
г) антропология.
16. Сведение общественной составляющей человека к природным механизмам наблюдается в:
а) социобиологии;
б) марксизме
в) сциентизме;
г) неопозитивизме.
17. Общественный договор как источник формирования государства и общества называли:
а) Ж. Ж. Руссо;
б) Т. Гоббс;
в)Дж.Локк;
г) все вышеназванные философы.
18. Концепцию локальных обществ (цивилизаций) не развивал:
а) К. Ясперс;
б) А. Тойнби;
в) Н.Я. Данилевский;
г) О. Шпенглер.
19. Человеческие ценности:
а) полностью меняются с наступлением новой исторической эпохи;
б) всегда полностью сохраняют свою иерархию;
в) механически меняют свои позиции в системе приоритетов по воле общества;
г) их значимость меняется в зависимости не только от установок общества, но и от жизненных позиций отдельного индивида.
20. К ведению эстетики относятся:
а) критерии нравственности;
б) критерии истинности;
в) критерии красоты;
г) критерии объективности.
21. С точки зрения современной науки сознание:
а) возникает одновременно с рождением человека;
б) закономерно возникает на этапе младенчества;
в) формируется в первые годы жизни под влиянием общественной среды;
г) генетически передаётся от родителей.
22. Язык и мышление:
а) связаны между собой и тождественны друг другу;
б) связаны между собой, но не тождественны друг другу;
в) не связаны между собой;
г) частично пересекаются между собой.
23. С точки зрения диалектического материализма критерием истины выступает:
а) практика;
б) логичность рассуждений;
в) мнение большинства;
г) рациональная интуиция.
24. Анализом понимания познанного занимается философское направление, называемое:
а) неопозитивизм;
б) прагматизм;
в) герменевтика;
г) гносеология.
25. К методам научного познания не относятся:
а) методы получения знаний;
б) методы дополнения знаний;
в) методы развития знаний;
г) методы воплощения знаний в практику.
26. Научное познание:
а) заменяет обыденное познание;
б) является формой обыденного познания;
в) продолжает обыденное познание как его этап;
г) является более высокой стадией познания.
27. Что верно?
а) все, что объективно истинно, то нравственно;
б) нравственная оценка относится только к использованию научных положений;
в) научные теории могут быть как нравственными, так и безнравственными;
г) достижения науки не могут быть безнравственными.
28. Цивилизация с точки зрения цивилизационного подхода:
а) не связана с понятием культура;
б) тождественна понятию культура;
в) одна из ступеней в развитии культуры;
г) более широкое понятие, чем культура.
29. Опираясь на теорию постиндустриального общества, отметьте правильный ответ:
а) в мировой цивилизации полностью сформировалось информационное
общество;
б) информационное общество - отдалённая перспектива развития цивилизации;
в) для формирования информационного общества нет никаких предпосылок;
г) на современном этапе сформировалась база для создания информационного общества.
30. Глобальные проблемы развития человечества возникли в:
а) период Нового времени;
б) в конце XIX века
в) первой половине XX века;
г) второй половине XX века.
31. Международная организация, занимавшаяся глобальным моделированием мирового развития
а) Стокгольмский клуб
б) Римский клуб
в) Нью-йоркский клуб;
г) Токийский клуб.
РАЗДЕЛ 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Расположите явления по степени сложности, опираясь на их принадлежность к соответствующей форме движения материи:
1) замерзание воды;
2) вращение Солнечной системы вокруг галактического центра;
3) оползень;
4) освободительное движение;
5) физическое развитие ребенка.
2. Какие из перечисленных ниже явлений материальна? а) головная боль;
6) мираж;
в) тень человека;
г) абсолютный вакуум;
д) отражение в зеркале;
е) галлюцинации;
ж) производственные отношения;
з) сновидения;
и) созвездие;
к) события прошлого.
3. Где в перечисленных примерах отдельного на первое место выдвигаются признаки а) единичного, б) особенного, в) всеобщего:
1) собака;
2) студент;
3) тополь, посаженный учащимся Петровым;
4) Сталинградская битва;
5)бытие;
6) выдающаяся личность;
7) кольца Сатурна;
8) культ личности;
9) Северный полюс.
4. В. каких суждениях выражается правильная причинно-следственная связь между явлениями:
1) если треугольник прямоугольный, то в нем квадрат гипотенузы равен
сумме квадратов катетов;
2) если дыня жёлтая, она спелая;
3) если число делится на 12, оно делится на 6;
4) существо, умеющее летать, является птицей;
5) если у человека повышена температура, то он болен;
6) трудовая деятельность людей способствовала формированию языка и мышления.
5. В приведенных примерах процесса отрицания определите, где имеет место диалектическое, а где метафизическое отрицание:
1) повторное выполнение письменной работы;
2) ликвидация неперспективных деревень;
3) преобразование предприятия в акционерное общество;
4) закрытие предприятия;
5) вымирание мамонтов;
6) получение высшего образования;
7) критика Энгельсом философии Е. Дюринга;
8) распространение передовых технологий в производстве;
9) ликвидация кулачества как класса в 30-е годы в СССР;
10) смерть человека от несчастного случая;
11) уничтожение возбудителей тифа;
12) переход к новой стадии исторического развития.
6. Что относится к 1) чувственному, а что к 2) рациональному познанию?
а) умозаключение;
б) представление;
в) суждение;
г) восприятие;
д) ощущение;
е)понятие.
7. Выделите группы а) методов получения знаний; б) методов развития знаний; в) методов, относящихся к обеим группам:
1) анализ;
2) моделирование;
3) эксперимент;
4) абстрагирование;
5) дедукция;
6) синтез;
7) наблюдение;
8) индукция.
8. Среди указанных методов познания выделите такие, которые относятся только к а) теоретическому уровню; б) эмпирическому (опытному) уровню;
в) используются на обоих уровнях:
1) эксперимент;
2) абстрагирование;
3) дедукция;
4) измерение;
5) наблюдение;
6) анализ;
7) индукция;
8) синтез;
9) сравнение;
10) моделирование.
9. Укажите, для получения каких выводов, перечисленных ниже, требуется практическое расчленение объекта или явления на части, а в каких достаточно мысленного анализа:
1) рациональное познание включает в себя понятия, суждения, умозаключения;
2) полноценное питание должно включать в себя жиры, белки и углеводы;
3) белый свет содержит в своем составе семь цветов;
4) предложение «Весной все деревья зеленеют» состоит из четырех членов.
10. Какие из следующих положений являются результатом наблюдения, а
какие - эксперимента?
1) Марс имеет два спутника;
2) осенью многие птицы улетают на юг;
3) одноимённые полюса магнита отталкивают друг друга;
4) избыток микроэлементов вреден для здоровья человека;
5) воздушный шар способен летать;
6) у изолированного с раннего возраста ребенка не возникает сознания.