Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Логика понятий

ГлавнаяМатематикаЛогика
ДисциплинаЛогика
ВУЗМГА

Содержание

Раздел I. Логика понятий.
1. Укажите, какие  слова и группы слов выражают понятия, а какие – нет, обоснуйте свою точку зрения:
1)  студент
2) светает
3)  человек смеется
4) человек, который смеется
5) понятие
6) предусмотренное уголовным кодексом общественно опасное деяние
7) деяние есть действие или бездействие
8) действие или бездействие
9) простое повествовательное предложение
10) русалка
2.  Установите, какие из перечисленных понятий являются общими, единичными и пустыми, и объясните, почему:
1) понятие
2) юридическое лицо
3) пустое понятие
4) коллектив Большого театра
5) самое большое натуральное число
6) добро
7) гений всех времен и народов
8) бог
9) полное собрание сочинений Ф. Достоевского
10) стол
3. Определите, какие из перечисленных понятий являются конкретными, а какие абстрактными:
1) отец
2) отцовство
3)абстракция
4) женщина
5) женственность
6) красота
7) мысль
8) математика
9) мудрость
10) абстрактное понятие
4. Найдите в следующем списке равнозначные понятия:
1) самый большой город России
2) женщина
3) равносторонний прямоугольник
4) мужчина
5) естественный спутник Земли
6) дочь
7) квадрат
8) сын
9) столица России
10) Луна
11) Москва
12) высочайшая вершина мира
13) внук
14) прямоугольный ромб
15) гений всех времен и народов
16) внучка
17) Джомолунгма
18) Первый генеральный секретарь КПСС
19) Эверест
5. Найдите понятия, находящиеся в отношении пересечения со следующими понятиями:
1) преступление 
2) коллектив Международного университета
3) студент
4) дерево
5) советский писатель
6. Подберите к данным понятиям подчиненные им и подчиняющие их понятия:
1) учебник
2) преступление
3) понятие
4) потерпевший
5) имя существительное
7. Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения с данными понятиям:
1) глагол
2) мать
3) прокурор
4) университет
5) студент
8. Подберите понятия, противоречащие данным:
1) республика
2) мужчина
3) вежливость
4) ребенок
5) демократия
9. Определите при помощи круговых схем отношения между следующими понятиями:
1) школьник, студент, учащийся
2) мать, дочь, женщина, внучка
3) мысль, понятие, суждение
4) книга, словарь, энциклопедия
5) писатель, русский писатель, советский писатель, Максим Горький
10.  Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, а если – нет, какие ошибки допущены:
1) Человек – это животное, способное решать логические задачи
2) Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством
3) Купля-продажа есть договор о переходе права собственности
4) Монолог – пространное высказывание, не рассчитанное на прямой незамедлительный ответ либо вовсе не обращенное кому-либо
5) Покой это отсутствие беспокойства
11. Дайте определения через род и видовое отличие следующим понятиям:
1) любовь
2) упрямство
12. Определите, соблюдены ли правила деления, и если нет, какие ошибки допущены в следующих примерах:
1) треугольники бывают равнобедренные, разносторонние и равносторонние
2) Люди делятся на мужчин, женщин и детей
3) Республики бывают рабовладельческие, феодальные, президентские и парламентские
4) Договоры  делятся на устные, письменные и безвозмездные
5)Государства делятся на монархические, республиканские и демократические
Раздел II. Логика суждений
1.  Определите вид следующих простых суждений:
1) Великобритания является конституционной монархией
2) Сейчас уже нет Дон  Кихотов
3) Уральские горы отделяют Европу от Азии
4) В России русский язык является государственным
5) В контрольной работе не было ошибок
2. Определите вид категорических суждений, приведите их к канонической форме:
1) Каждое государство Восточной Европы – республика
2) Раба не следует держать в неволе 
3) Иногда республики бывают недемократическими
4) Среди ученых встречаются неумные люди
5) Без идеалов не может получиться никакой хорошей действительности
3. Определите вид и логическую форму следующих сложных суждений, запишите их на языке логики суждений:
1) Если бы Иван IV был зол по природе и не заботился об интересах государства, то не отменил бы опричнины
2) Каждый, кому известны картины Рембрандта, восхищается их красотой
3) Экзамены обычно сдают те и только те, кто хорошо учился в течение семестра
4) Нельзя сказать, что чтение этого романа приятно или полезно
5) Или я тебя не понимаю, или ты не хочешь меня понять
6) Жарко, и идет дождь
7) Идет дождь, но нельзя сказать, что жарко
8) Дождь не идет, но не жарко
9) Уголовное дело может быть возбуждено, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие состава преступления
10) Этот человек рыцарь, если он не лжец
4. При истинности исходного суждения "Х знает Y, но Y не знает Х" определите истинностные значения следующих суждений:
1) Х и Y знают друг друга.
2) Х и Y не знают друг друга.
3) Y знает Х, или Х не знает Y.
4) Либо Y не знает Х, либо Х знает Y.
5) Х не знает Y, и Y не знает Х.
5.  Запишите следующие суждения на языке логики суждений, постройте для них таблицы истинности, выясните при каких состояниях мира эти суждения истинны:
1) Если бы Цезарь был осторожен, то он не пошел бы в Сенат или удалил бы Брута
2) Если бы Вы регулярно решали логические задачи, то получили бы пятерку по логике, но Вы не решали логические задачи регулярно.