Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Соотношение между преступностью и конкретными преступлениями

ГлавнаяЮриспруденция и правоКриминалистика и криминология
ДисциплинаКриминалистика и криминология
ВУЗНА МВД РФ
Номер варианта6

Содержание

1. Соотношение между преступностью и конкретными преступлениями.
2. Что такое коэффициент преступности? Каким образом проводится анализ тенденций преступности?
3. Понятие и отличительные черты личности преступника.
4. Задача: ознакомьтесь с информацией о жизни Р. и ответьте на указанные в конце текста вопросы.

Р., 38 лет. Родителей потерял в 10-летнем возрасте, воспитывался в детском доме. По специальности – квалифицированный столяр с 15-летним стажем работы, образование – 6 классов общеобразовательной школы, женат, имеет 8-летнего сына. Проживал с семьей в отдельной
трехкомнатной квартире. Заработок – средний. Ранее был условно осужден за подделку больничных
листов, затем за хулиганство – к лишению свободы на 1 год. Хулиганство совершил при следующих
обстоятельствах. Во время выпивки на квартире своего друга Р. допустил непристойное высказывание в отношении жены хозяина. В ответ на замечание приятеля Р. неожиданно ударил его
бутылкой по голове, нанес побои его жене и сыну, разбил стулом окно в их квартире, нарушил покой
соседей, одного из них беспричинно ударил, «чтобы сорвать злость», как впоследствии пояснил сам
Р. на суде. После отбытия наказания возвратился к семье, был трудоустроен на ту же мебельную
фабрику, где работал до осуждения. По работе характеризуется в целом положительно, однако
отмечены выпивки в рабочее время, факты использования оборудования предприятия в корыстных целях. По истечении 10 месяцев со времени освобождения из колонии совершил кражу, один раз привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. Кражу совершил при следующих
обстоятельствах.
Около 22 часов, находясь в нетрезвом состоянии, Р. возвращался домой. Проходя мимо соседнего дома, заметил на подоконнике дамскую сумочку, ударом кулака разбил окно и украл находившийся в сумочке кошелек. Преступление совершил без какой-либо подготовки. В частности, находился ли кто-нибудь в доме в момент кражи, не интересовался. Похищенные деньги израсходовал с приятелями на выпивку. Виновным себя признал и неоднократно выражал сожаление о случившемся. Добровольно возместил ущерб.
По отзывам сотрудников учреждения исполнения наказаний (по месту отбывания последнего
наказания), Р. встал на путь исправления, добросовестно трудился, освоил профессию пилорамщика, сторонился осужденных, которые характеризуются отрицательно. С момента прибытия в колонию имел одно нарушение, выразившееся в том, что затеял ссору и драку с другим осужденным, который насмешливо отозвался об обстоятельствах, повлекших осуждение Р.
В культурно-воспитательных мероприятиях участвует неохотно. Пассивен во всем, кроме
работы на производстве. Книг не читает. Изредка просматривает газеты, интересуется главным
образом спортивными новостями.
При опросе научным сотрудником лаборатории изучения и анализа преступности
выяснилось, что Р. школу бросил потому, что «не давалось учение и хотелось скорее зарабатывать
себе на жизнь». Оставался на второй год в 5-м классе. Объясняя свое нежелание продолжать учебу в настоящее время, Р. заявил, что, конечно, неплохо было бы получить хотя бы неполное среднее
образование, но «уже поздно, да и забыл все». В беседе не мог назвать ни одного произведения
А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В.В. Набокова, не знает, кто такие И.Е Репин, П.И. Чайковский.
В театре был один раз в жизни в школьные годы, какой смотрел спектакль и в каком театре – не
помнит. В возрасте 16-18 лет занимался в волейбольной секции, имеет второй спортивный разряд.
Других выраженных увлечений позитивного характера не выявлено. Социальной активностью не
отличался.
Планы на будущее сводятся к тому, чтобы «освободиться и жить с семьей». Когда в ходе
беседы разговор зашел о семье, Р. заметно волновался, на глазах у него появились слезы.
На вопрос о том, что привело его к неоднократному совершению преступлений, Р. ответил:
«Сам виноват. Дурной когда много выпью».
Ответьте на следующие вопросы:
1. Укажите основные социальные роли Р.
2. Дайте обобщенную оценку социально-ролевому признаку структуры личности Р.
3. Опишите раздельно интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства личности Р.
4. Охарактеризуйте культурный уровень Р.
5. Дайте общую нравственно-психологическую характеристику личности Р.
6. Можно ли, судя по приведенным данным, говорить о том, что личности Р. присуща
устойчивая антисоциальная ориентация корыстного характера (корыстная мотивация)?
7. Можно ли отнести Р. к числу опасных преступников, в поведении которых наблюдаются
элементы преступного профессионализма?
8. Какие меры предупреждения необходимо применить к Р.? С какого момента должно было
быть оказано в отношении Р. превентивное воздействие?
5. Тест.
Ответьте на ниже указанные вопросы теста, выбрав правильные варианты ответов (на каждый
вопрос может быть от одного до четырех правильных ответов):
1. Какие ученые на первоначальном этапе развивали криминологические идеи?
1.1. Т. Мор и Т. Кампанелла.
1.2. Аристотель.
1.3. Платон.
1.4. Ш.Л. Монтескье.
2. Укажите статистические методы, используемые при проведении криминологических
исследований?
2.1. Эксперимент.
2.2. Статистическое наблюдение.
2.3. Социометрия.
2.4. Группировка.
2.5. Сводка.
3. Какой средний уровень преступности в России (в последние три года: 1999–2001 гг.)?
3.1. 1230.
3.2. 3450.
3.3. 1670.
3.4. 2030.
3.5. 6580.
3.6. 3500.
4. Что рассматривает виктимология?
4.1. Поведение лица, совершившего преступление.
4.2. Интеракцию жертвы и преступника.
4.3. Характер поведения жертвы преступления.
4.4. Виктимологическую профилактику.
4.5. Общесоциальное предупреждение.
4.6. Виктимность.
5. Укажите основоположников социологического направления изучения причин и условий
преступности в России?
5.1. Д.А. Дриль;
5.2. Н.А. Неклюдов;
5.3. Э. Ферри;
5.4. И.Я. Фойницкий;
5.5. М.Н. Гернет;
5.6. Ч. Беккариа.
6. Что включают в себя принудительные меры предупреждения преступности?
6.1. Уголовную репрессию;
6.2. Социальное поощрение;
6.3. Воспитание;
6.4. Меры безопасности и ограничения;
6.5. Образование;
6.6. Меры восстановления и компенсации.