Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Физиологический механизм временной потери остроты зрения

ГлавнаяЮриспруденция и правоКриминалистика и криминология
ДисциплинаКриминалистика и криминология
ВУЗНА МВД РФ

Содержание

1. Следователь зашел в темную квартиру подозреваемого с лестничной площадки, залитой ярким солнечным светом, и в течение минуты ничего не видел. Это позволило преступнику незаметно пройти мимо и скрыться.
Каков физиологический механизм временной потери остроты зрения?
2. При расследовании дорожно-транспортного происшествия возникло сомнение в непрерывности торможения до момента наезда. По наблюдению одного из свидетелей – шофера профессионала, тормозные огни вспыхнули, когда автомобиль находился в 15 – 20 метрах от того места, где сбил женщину, торопливо перебегавшую дорогу, и не гасли до остановки машины. Другие очевидцы этой подробности не заметили.
Как называется особенность восприятия, которая позволила свидетелю, имеющему профессиональные навыки, точно выделить наиболее существенный момент события?
3. Оперативный работник, привлеченный к дисциплинарной ответственности за срыв операции по задержанию преступника, пояснил: Целый день я находился на службе и устал. Вечером мне дали задание в составе оперативной группы задержать особо опасного преступника. Мое место было в засаде, а объект наблюдения – забор, несколько досок, которого отодвигались. Под утро, когда было уже довольно светло, я услышал за забором шаги. Вскоре доски отодвинулись, и я крикнул: «Стой, стрелять буду!». Однако в действительности преступник находился на расстоянии 50 – 100 м от забора, а  то, что доски отодвинулись, мне показалось».
Как объяснить причину искажения восприятия объекта наблюдения в данном случае?
4. При расследовании обстоятельство нападения на потерпевшего он описал приметы преступника.
Внушительно и очень мужественно на лице выделяются скулы. Голова на мощной атлетической шее, чем-то напоминает героя – полицейского из американских боевиков. Ширина лба такая, как и челюсти, черные глаза, тонкие губы. Широкие плечи, мощные руки, тяжелый подбородок дополняют образ человека волевого непреклонного, прямолинейного, наглого. Крутые бицепсы и пудовые кулаки готовы сокрушить каждого, кто встанет на пути….
Когда же ему представили картотеку фотографий, он узнал молодого человека среднего телосложения, с открытым взглядом и веселым выражением лица.
Раскройте психологический механизм добросовестного заблуждения потерпевшего.
5. Для проверки показаний водителя, совершившего ночью наезд на человека, лежащего на дороге (водитель заявил, что не заметил лежащего), был проведен следственный эксперимент.
В ночное время следователь в присутствии понятых и работников милиции укладывал на проезжую часть муляж человека и скрытно наблюдал за действиями водителей проезжающих автомашин. Метров через 100 каждая машина останавливалась, и водитель допрашивался, что и когда он увидел на дороге. Показания были получены весьма противоречивые: одни видели «что-то», другие – «человека», «бревно» и т.д. Такие свидетельства, полученные в ходе эксперимента, следователь по аналогии применил к расследуемому уголовному делу.
Оцените действия следователя по организации и проведению данного следственного эксперимента и ответьте на следующий вопрос. Почему при производстве следственных по проверке субъективных возможностей восприятия недопустимо применение подобной аналогии? Обоснуйте свой вывод.
6. В одном помещении следователь в присутствии понятых задает вопросы ряду лиц, в числе которых находится опознаваемый. В другом, смежном, помещении находятся опознающий, понятые и прокурор или другой следователь. Опознающий внимательно слушает разговор в соседней комнате и, услышав знакомый ему голос, сообщает об этом прокурору (следователю). После этого следователь приглашает опознающего и понятых в соседнюю комнату, где опознающий в присутствии всех лиц говорит, по каким признакам он опознал человека. При таком предъявлении опознаваемый не подозревает, что его специально слушают в соседней комнате, и не делает попытки изменить голос.
Проанализируйте рекомендуемый порядок производства опознания человека по голосу и речи и ответьте на следующие вопросы:
1. Какие психологические факторы необходимо учесть при организации такого вида опознания?
2. В чем специфика оценки результатов опознания по голосу?