• 2016 год
  • Инфляция Безработица Рост ВВП
  • МРОТ: 6204 рублей (с 1 июля 2017 года: 7800 рублей)
    Ключевая ставка: 10.00%
  • НДС: 18% √ Налог на прибыль: 20%
    Страховые взносы в ПФ: 30%
    Налог на имущество: 2% (регион)
  • 2014 год
  • Инфляция: 11.4% √ Безработица: 5.1% √ Рост ВВП: 0.6%
  • МРОТ: 5554 рублей
    Ключевая ставка: 17%
    • Россия в цифрах

      Россия в цифрах

      Статистические данные
    • Мировая экономика в цифрах

      Мировая экономика в цифрах

      Показатели и индикаторы развития мировой экономики.
    • Новости образования

      Новости образования

      Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор): список закрытых вузов, новости ЕГЭ

Закон обратного отношения

ГлавнаяМатематикаЛогика
ДисциплинаЛогика
ВУЗУГНТУ
Описание
Задание 1. Какой закон логики выражен в приведенной статье? Сформулируйте этот закон и обоснуйте свое решение.
Вариант 1
«Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или санкции прокурора» (УПК РФ).
Вариант 2
«Основанием к отмене решения суда в кассационном порядке и передаче дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считает установленными; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела ...» (Основы гражданского судопроизводства).
Вариант 3
«Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений». (Основы гражданского судопроизводства).
Вариант 4
«Заключение эксперта не является обязательным для лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, однако несогласие с его заключением должно быть мотивировано» (УПК РФ).
Возможные ответы:
1. Закон тождества.
2. Закон непротиворечия.
3. Закон исключения третьего.
4. Закон достаточного основания.
5. Ни один из законов не выражен.

Задание 2. Какой закон логики нарушен в следующих рассуждениях? Сформулируйте этот закон и обоснуйте свое решение.
Вариант 1
а) В результате автопроисшествия он получил травмы, чем нарушил ст. 17, 18, 125, 156 «Правил дорожного движения»;
б) С. не мог совершить кражу, т.к. он в это время находился в другом городе. Между тем, из всех доказательств вытекает, что кражу совершил все-таки он.
Вариант 2
а) Ученик не сделал домашнего задания. Но наказывать человека за то, что он не сделал, нельзя. Значит, ученик не может быть наказан;
б) студент Н. учится хорошо. Следовательно, он достоин поощрения.
Вариант 3
а) Труп был теплый, но признаков жизни почему-то не подавал;
б) он был явным лидером в своей группе, но никто не признавал этого.
Вариант 4
а) В ответе студента К. не раскрыто основное содержание обсуждаемого вопроса, но все же ответ заслуживает хорошей оценки;
б) нам предложили почтить память умерших адвокатов вставанием. К сожалению, это происходит редко. 
Возможные ответы:
1. Закон тождества.
2. Закон непротиворечия.
3. Закон исключения третьего.
4. Закон достаточного основания.
5. Не нарушен ни один из законов логики.

Задание 3. Установите, подчиняются ли закону обратного отношения объема и содержания понятия следующие группы понятий. Сформулируйте этот закон и обоснуйте свое решение.
Вариант 1
1) Норма права, право.
2) Норма права, норма поведения, норма.
3) Военнослужащий, майор, лейтенант.
4) Красная площадь, Москва.
Вариант 2
1) Следователь, адвокат, юрист.
2) Уголовное право, право.
3) Хищение, уголовное преступление, преступление.
4) Норма права, право.
Вариант 3
1) Наказание, лишение свободы.
2) Человек, мужчина, женщина.
3) Огнестрельное оружие, пистолет Макарова.
4) Милиционер, сержант.
Вариант 4
1) Преступление против личности, клевета.
2) Дополнительное наказание, ссылка, конфискация имущества.
3) Транспортное средство, мотоцикл, автомобиль, автомобиль «Москвич».
4) Военнослужащий, спортсмен.
Возможные ответы:
1. Да.
2. Нет.

Задание 4. Укажите, какие из приведенных понятий являются одновременно, приведите определения этих видов понятий:
Вариант 1
По объему – общими, нерегистрирующими, несобирательными, по содержанию – конкретными, положительными, безотносительными.
Вариант 2
По объему – единичными, несобирательными, по содержанию – конкретными, положительными, безотносительными.
Вариант 3
По объему – нулевыми, по содержанию – конкретными, положительными, безотносительными.
Вариант 4
По объему – общими, нерегистрирующими, собирательными, по содержанию – абстрактными, отрицательными, безотносительными.
1. Военнослужащий.
2. Крестьянская реформа 1861 года.
3. Недееспособность.
4. Созвездие.
5. Кощей Бессмертный.
6. Невменяемость.
7. Закон.
8. Библиотека Л.Н.Толстого.
9. Великая Отечественная война.
10. Русалка.
11. Созвездие «Лебедь».
12. Несправедливый.

Задание 5. Укажите, какие виды отношений существуют между приведенными группами понятий. На круговой схеме изобразите эти отношения:
Вариант 1
1. Юрист, прокурор, следователь, эксперт, мужчина.
2. Ромб, квадрат, прямоугольник.
3. Следователь, юрист, судья.
4. Мужчина, женщина, ребенок.
Вариант 2
1. Сын, брат, дед.
2. Растрата, должностное преступление, получение взятки.
3. Орудие преступления, огнестрельное оружие, винтовка
4. Ромб, квадрат, прямоугольник.
Вариант 3
1. Муж, сын, брат, дед.
2. Неправильное оформление документов, преступление, хищение.
3. Кража, грабеж, преступление.
4. Геометрическая фигура, фигурное катание на льду.
Вариант 4
1. Следователь, работник ГИБДД, капитан.
2. Абстрактное понятие, единичное понятие, конкретное понятие.
3. Норма права, право.
4. Город, населенный пункт, квартал, улица.
Возможные ответы:
1. Подчинения и пересечения.
2. Соподчинения и пересечения.
3. Соподчинения, подчинения и пересечения.
4. Подчинения и противоречия.
5. Подчинения.
6. Несравнимые понятия.
7. Ни один из перечней отношений не соответствует данной группе понятий.

Задание 6. Укажите, какие из приведенных примеров обобщения и ограничения понятий отвечают следующим условиям правильности. Обоснуйте свой ответ:
Вариант 1
Обобщение правильно, ограничение неправильно.
Вариант 2
Обобщение правильно, ограничение правильно.
Вариант 3
Обобщение неправильно, ограничение правильно.
Вариант 4
Обобщение неправильно, ограничение неправильно.
1. Допрос свидетеля Митина – допрос свидетеля – допрос.
2. Норма права – санкция.
3. Сержант – лейтенант – военнослужащий.
4. Преступление – должностное преступление – взятка.
5. Грабеж – преступление против личной собственности – преступление.
6. Понятие – единичное понятие – понятие «Енисей».
7. Единичное понятие – понятие.
8. Населенный пункт – город – город Москва – Красная площадь.

Задание 7. Проверьте правильность определений. Обоснуйте свой ответ:
Вариант 1
1. Фашизм – одно из наиболее отвратительных проявлений империализма.
2. Реакционер – человек реакционных взглядов.
3. Потерпевшим является лицо, которому преступлением причинен физический или имущественный ущерб.
Вариант 2
1. Закон – ориентир для поведения человека.
2. Преступление есть общественно опасное деяние, направленное против личности.
3. Раб – это человек, не имеющий свободы.
Вариант 3
1. Гражданское право есть отрасль права, регулирующая отношения, предусмотренные гражданским законом.
2. Религия есть опиум для народа.
3. Понятие – это одна из основных форм мышления.
Вариант 4
1. Субъект – это понятие, отражающее предмет суждения.
2. Детство – утро жизни.
3. Логика – наука о мышлении.

Возможные ответы:
1. Определение правильно.
2. Ошибка широты.
3. Ошибка узости.
4. Ошибка «Круг в определении».
5. Определение неясно, содержит метафору.

Задание 8.
Вариант 1 
1. Сделки бывают устные, письменные и нотариально удостоверенные.
2. Курс делится на учебные группы.
3. Формы обучения в вузе делятся на дневную, вечернюю и заочную.
Вариант 2
1. Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и необоснованными.
2. Допросы делятся на допросы обвиняемого и потерпевшего.
3. Полк делится на батальоны.
Вариант 3
1. На экзамене по теории государства и права можно получить следующие оценки: 2, 3, 4, 5.
2. Мотивы умышленного убийства сводятся к следующим: месть – 19,1%; ревность – 11,3%; хулиганские побуждения – 29,4%; корысть – 3,8%; ссора-драка – 20,7%.
3. Сделки бывают односторонние, многосторонние и нотариально удостоверенные.
Вариант 4
1. Акт экспертизы состоит из введения, исследования и заключения.
2. Понятия по объему делятся на общие и единичные.
3. Пионеры и школьники на вечерние сеансы не допускаются.
Возможные ответы:
1. Деление правильно.
2. Ошибка широты.
3. Ошибка узости.
4. Ошибка «деление не по одному основанию».
5. Ошибка «скачок в делении».
6. Ошибка «члены деления не исключают друг друга».
7. Это не деление, а расчленение целого на части.

Задание 9. Найдите следующие виды суждений по объединенной классификации, дайте определение этих видов суждений:
Вариант 1
Общеотрицательное и частноутвердительное.
Вариант 2
 Общеутвердительное и частноотрицательное.
Вариант 3
Общеотрицательное и частноотрицательное.
Вариант 4
 Общеутвердительное и частноутвердительное.
1. Значительная часть составов преступления являются квалифицированными.
2. Некоторые лекарства являются ядами.
3. Создание вечного двигателя невозможно.
4. Непрерывно возобновляющийся процесс производства есть воспроизводство.
5. И один в поле воин.
6. Не каждый акт Правительства России является законом.
7. Только нормативные акты представляют собой специфическую форму выражения юридических норм.
8. Н. не является юристом.
9. Идеалист – человек, не придерживающийся материалистических взглядов.
10. Никто не хотел умирать.
11. Грабеж не является государственным преступлением.
12. Никто из судей не вправе воздерживаться от голосования.

Задание 10. Какие суждения отвечают следующей распределенности терминов, какие термины мы считаем распределенными, а какие нет?
Вариант 1
Субъект распределен, предикат распределен.
Вариант 2
Субъект не распределен, предикат распределен.
Вариант 3
Субъект не распределен, предикат не распределен.
Вариант 4
 Субъект распределен, предикат не распределен.
1. Существуют суждения, в которых предикат не распределен.
2. Контрабанда есть вид государственного преступления.
3. Некоторые из нас не знают логики.
4. Ни одно государство не вправе вмешиваться во внутренние дела другого государства.
5. Иногда летом на Урале выпадает снег.
6. Наказание не является самоцелью.
7. Все юристы должны соблюдать законность.
8. Следователь Н. – отличный спортсмен.
9. Воспитательная функция суда определяется законностью и обоснованностью приговора.
10. Во всякую эпоху происходят тысячи непредвиденных событий.

Задание 11. Определить вид сложного суждения, привести определение данного вида суждения:
Вариант 1
Соединительное (конъюнктивное).
Вариант 2
Соединительно-разделительное (слабая дизъюнкция).
Вариант 3
Исключающе-разделительное (строгая дизъюнкция).
Вариант 4
Условное (импликативное).
1. Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным.
2. Наказание должно быть справедливым и целесообразным.
3. Если приговор не обоснован, то он является незаконным.
4. Предварительное расследование заканчивается либо прекращением дела, либо преданием обвиняемого суду.
5. Исправительные работы могут назначаться как с лишением свободы, так и без него.
6. Фемистокл знал каждого жителя Афин в лицо и по имени.
7. Поспешишь – людей насмешишь.
8. По форме вины преступления могут быть умышленными или неосторожными.
9. Насилие при разбое может быть физическим или психическим.
10. «Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.Ж. Руссо)

Задание 12. Используя «логический квадрат», проверьте правильность вывода, обоснуйте свой ответ:
Вариант 1
Редколлегия стенгазеты установила ложность сведений о том, что часть студентов не сдала зачет по логике и опубликовала сообщение: «Все студенты сдали зачет по логике». Есть ли у редколлегии логическое основание для такого вывода?
Вариант 2
Ложно, что никто из студентов нашей группы не пишет какой-либо реферат. Значит истинно то, что некоторые студенты нашей группы пишут рефераты.
Вариант 3
Ложно, что некоторые студенты нашей группы участвуют в смотре художественной самодеятельности. Значит, ни один студент не участвует в смотре художественной самодеятельности.
Вариант 4
Ложно, что ни один физик не был философом. Значит, можно быть одновременно и физиком, и философом.
Возможные ответы:
1. Правильно.
2. Неправильно.

Задание 13. Определите, какие из приведенных силлогизмов построены по указанной фигуре, расставьте термины и определите фигуру:
Вариант 1
по 1 фигуре.
Вариант 2
по 2 фигуре.
Вариант 3
по 3 фигуре.
Вариант 4
по 4 фигуре.
1. Некоторые птицы питаются мясом, т.к. орел питается мясом, а орел – птица.
2. Ни один человек не проживет долго без пищи, а собака – не человек, следовательно, собака способна долго прожить без пищи.
3. Кино является средством развлечения, оно является также средством воспитания.
4. Все лица, совершившие кражу, подлежат привлечению к уголовной ответственности. Н. подлежит привлечению к уголовной ответственности, следовательно, он совершил кражу.
5. Данное деяние не осуждается общественностью, т.к. данное деяние – не преступление, а все преступления осуждаются общественностью.
6. Колхоз обладает специальной правоспособностью, т.к. колхоз является юридическим лицом, а все юридические лица обладают специальной правоспособностью.
7. Всякая купля-продажа ведет к приобретению права собственности на купленную вещь, следовательно, Петров приобрел право собственности на этот дом, т.к. он купил его.
8. Этот силлогизм имеет три термина, следовательно, он правильный, т.к. в правильном силлогизме должно быть три термина.
9. Ни одна птица не имеет зубов, а летучая мышь имеет зубы. Значит, летучая мышь – не птица.
10. Данный силлогизм правильный, т.к. в нем соблюдены все общие правила силлогизма и специальные правила фигур.
11. Н. – свидетель, поэтому он должен быть предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний.
12. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности, следовательно, Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности.
13. Ни один из приведенных силлогизмов не построен по указанной фигуре.
14. Ни один из приведенных силлогизмов не имеет указанного модуса (для задания 14).
15. Ни один из приведенных силлогизмов, построенных по указанной фигуре, не имеет правильного модуса (для задания 15).

Задание 14. Ответьте на вопрос, что мы называем модусом простого категорического силлогизма. Укажите силлогизмы из задания 13, которые имеют следующие модусы. 
Вариант 1
АЕЕ.
Вариант 2
ААА.
Вариант 3
EIO.
Вариант 4
EAE.

Задание 15. Ответьте на вопрос, какой модус считается правильным для данной фигуры. Укажите силлогизмы из задания 13, которые имеют правильный модус для следующих фигур. 
Вариант 1
2 фигура.
Вариант 2
4 фигура.
Вариант 3
3 фигура.
Вариант 4
1 фигура.

Задание 16. Укажите правильный модус умозаключений из сложных посылок, дайте определение этого модуса:
Вариант 1
Условно-категорическое умозаключение.
Вариант 2
Разделительно-категорическое умозаключение.
Вариант 3
Условно-разделительное умозаключение (дилемма).
Вариант 4
Чисто условное умозаключение.
1. Если воду нагреть до 100 градусов, то она закипит. Вода кипит. Следовательно, воду нагрели до 100 градусов.
2. Если в силлогизме 4 термина, то вывод в нем может быть только вероятным. В данном силлогизме 3 термина. Значит, в нем вывод имеет достоверный характер.
3. Если машина не исправна, то отправляться на ней в рейс нельзя. На машине отправляться в рейс нельзя, т.к. она неисправна.
4. Раздражительность ребенка может быть следствием болезни или переутомления. Ребенок переутомился. Следовательно, болезнь не является причиной его раздражительности.
5. Либо мы все овладели логикой, либо ни один из нас не знает этой науки. Нельзя сказать, что все мы овладели логикой. Следовательно, ни один из нас не знает этой науки.
6. Если число делится на 12, то оно делится на 6. Если число делится на 6, то оно – четное. Следовательно, если число делится на 12, то оно – четное.
7. Если студент не знает логики, то он не сможет сдать зачет. Студент Н. не знает логики. Следовательно, он не сможет сдать зачет.
8. Кто же был учеником Сократа: Платон или Ксенофоний? Конечно, Платон. Значит, Ксенофоний не был учеником Сократа.
9. Если человек не умеет пользоваться знанием законов и правил логики, то он часто ошибается в своих рассуждениях. Если человек часто ошибается в своих рассуждениях, то он не может правильно мыслить. Следовательно, если человек не умеет пользоваться знанием законов и правил логики, то он не может правильно мыслить.
10. Следователь предположил, что хищение могли совершить бухгалтер, кассир или сторож, а потом было достоверно установлено участие в хищении бухгалтера. Значит, следует признать непричастность к хищению как кассира, так и сторожа.
11. Если средний термин не распределен в большей посылке, то он должен быть распределен в меньшей посылке. Средний термин не распределен в большей посылке. Значит, он должен быть распределен в меньшей посылке.
12. Если Ваши книги согласны с Кораном, то они излишни, т.к. Коран содержит все знание. Если Ваши книги противоречат Корану, то они вредны. Но книги могут быть или согласны с Кораном, или противоречить ему. Следовательно, они или излишни, или вредны.
13. Если вокруг огнестрельной раны имеются следы внедрения пороха, то выстрел был произведен с близкого расстояния. В данном случае был произведен дальний выстрел, т.к. вокруг раны нет следов внедрения пороха.
14. Если римский сенат не возвратит Тарквиниям их богатства, то этим даст им предлог начать войну; если возвратит, то в их руках будут средства для нападения. В любом случае римский сенат будет в невыгодном положении.
15. Суждения делятся на общие и частные. Это суждение не общее. Следовательно, оно частное.
16. Потерпевшему может быть нанесен моральный, физический или имущественный ущерб. Потерпевшему К. нанесен физический ущерб. Значит, ему не нанесен ни моральный, ни имущественный ущерб.
17. Ни в одном примере нет правильного модуса указанного вида умозаключения.

Задание 17. Определите, в каком из приведенных случаев использован указанный метод установления причинных связей; укажите суть и схему этого метода:
Вариант 1
Метод сопутствующих изменений.
Вариант 2
Метод остатков.
Вариант 3
Метод единственного различия.
Вариант 4
Метод единственного сходства.
1. Анализируя результаты работы участковых инспекторов милиции, установили, что там, где усилилась борьба с преступностью и воспитательная работа среди населения, там снизилась преступность. Это позволяет сделать заключение о наличии причинной связи между преступностью и уровнем воспитательной работы.
2. На месте убийства были обнаружены следы ног В. и П., которые сознались в совершении убийства и утверждали, что совершили его одни. Однако отпечатки пальцев на рукоятке ножа, которым было совершено убийство, не принадлежали ни В., ни П. Было сделано заключение, что в убийстве участвовал еще один человек. Им оказался неоднократно судимый Ф.
3. При удалении из телевизора одной лампы изображение на экране исчезало. Отсюда делалось заключение, что данная лампа является причиной изображения.
4. Во дворе потерпевшей по делу о пожаре была найдена пятилитровая бутыль с остатками керосина, покрытая слоем пыли и засохшей извести. В эту же ночь в сарае подозреваемого Б. были обнаружены три пятилитровых бутыли, покрытые пылью и со следами потеков извести. На основании сходства признаков бутыли, обнаруженной на месте происшествия, и бутылей, обнаруженных в сарае Б., было выдвинуто предположение, что поджог совершил Б.
5. С минимальными примесями углерода железо легко куется. При добавлении небольшого количества углерода железо куется труднее, при большом добавлении углерода железо иногда вообще не куется. Отсюда делается заключение, что увеличение количества углерода является причиной ухудшения ковкости железа.
6. Явление радуги наблюдалось на небе во время дождя, в водяной пыли водопада, в каплях росы, Сделали заключение, что причиной явления радуги является прохождение солнечного света через капли воды.
7. Все, кто ел во время обеда пирожное, заболели со всеми признаками отравления. А кто пирожное не ел, остались здоровыми. Следовательно, причина отравления – пирожное.
8. В движении планеты Уран была замечена аномалия: ее орбита оказалась не соответствующей той, какая должна была бы быть, судя по вычислениям, основанным на влиянии известных в астрономии небесных тел. Предположили, что она подвержена влиянию какой-то неизвестной планеты. Два астронома, Адамс и Леверье, одновременно вычислили положение тела, которое могло объяснить наблюдавшееся отклонение. Наблюдения через телескоп подтвердили их гипотезу. Так была открыта планета Нептун.

Задание 18. Найдите доказательства, в которых допущены следующие ошибки; назовите правило и ошибку, связанную с нарушением этого правила, поясните суть ошибки:
Вариант 1
Подмена тезиса.
Вариант 2
Круг в доказательстве.
Вариант 3
Не следует, не вытекает.
Вариант 4
Довод к человеку, аргумент к силе.
1. На одежде А. обнаружены пятна крови. Известно также, что отношения между А. и убитым В. были в последнее время натянутыми. Следовательно, убийцей В. является А.
2. Обвиняемый Н. не совершал мошенничества, т.к. он является человеком настолько добропорядочным, что никогда не позволил бы себе такого поступка.
3. Все, что говорил Л., ложно, т.к. он является человеком глупым и безнравственным.
4. «Раздосадованный Рутилов сказал:
–	Ты, Ардальон Борисович, и не будешь никогда быком, потому что ты – форменная свинья.
–	Врешь! – угрюмо сказал Передонов.
–	Нет, не вру, и могу доказать, – злорадно сказал Рутилов.
Оба замолчали. Передонов пугливо ждал, и томила его злость на Рутилова. Вдруг Рутилов спросил:
–	Ардальон Борисович, а у тебя есть пятачок?
–	Есть, да тебе не дам, – злобно ответил Передонов. Рутилов захохотал.
–	Как, у тебя есть пятачок, так как же ты не свинья! – крикнул он радостно»
(Сологуб Ф. Мелкий бес.)
5. Н. утверждает, что дурной отзыв о нем Я. неверен, что Я. верить нельзя, т.к. он относится к Н. недоброжелательно. Это видно хотя бы из того, что Я. дурно отзывается о нем.
6. Марксисты утверждают, что коммунизм исторически неизбежен. Если коммунизм так же неизбежен, как лунное затмение, то за коммунизм нет смысла бороться. Следовательно, коммунисты не должны призывать к борьбе за коммунизм.
7. Некто взялся доказать, что 3 раза по 2 будет не 6, а 4. Выполняя эту затею, он взял спичку и переломил ее пополам. 
– «Вот один раз 2», – сказал он. «Теперь я ломаю одну из полученных половинок пополам и получаю второй раз 2. Наконец, проделав эту же операцию над второй из половинок, получим третий раз два.
Итак, беря три раза по два, мы получим 4, а не 6.»
8. Самолет данной модели превосходен, т.к. все сконструированные этим конструктором самолеты превосходны.
9. Противники теории Коперника доказывали конечность Вселенной, опираясь на утверждение, будто Вселенная совершает в течение суток полный оборот вокруг неподвижного центра, совпадающего с центром Земли. В свою очередь истинность этого аргумента они доказывали, опираясь на конечность Вселенной, т.к. при другом условии невозможно понять, каким образом бесконечная Вселенная могла совершить полный оборот вокруг своего центра.
10. Снег не может лежать на высоких горах, т.к. чем ближе к солнцу, тем теплее, и притом снег всегда тает раньше на высоких местах, хотя в лощинах еще держится.
11. Человек – разумное животное потому, что он рассуждать может. А рассуждать он может потому, что он – разумное животное.
12. «Когда все уснули, он принялся всех рисовать. К утру он развесил портреты и сделал к ним надписи. Первый проснулся доктор Пилюлькин. Он увидел на стене портреты и стал смеяться.
–	Молодец, Незнайка! Никогда в жизни я так не смеялся!
Наконец он остановился возле своего портрета и строго спросил:
–	Неужели это я? Нет, это не я. Это очень плохой портрет. Ты лучше сними его. 
–	Зачем снимать? Пусть повисит…
–	Ты… видно больной. У тебя что-то с глазами случилось. Придется тебе на ночь касторки дать.
Незнайка очень не любил касторку…
– Нет-нет! Теперь я сам вижу, что портрет плохой...
(Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей»)
13. «Д-р Тел покачал головой, когда закончил исследование пациента. «У Вас очень серьезная болезнь, – сказал д-р Тел, – из десяти человек, заболевших ею, выживает только один». Когда пациент был достаточно напуган этим сообщением, д-р Тел продолжал: «Но Вы счастливчик. Вы останетесь живы, потому что Вы обратились ко мне. У меня уже было девять пациентов, и все они умерли от этой болезни».
Возможно, д-р Тел так и думал. Его дед был матросом, корабль которого был поражен в морском бою снарядом. Матрос засунул свою голову в дыру, проделанную снарядом в корпусе корабля, и чувствовал себя в безопасности. «Потому что, – рассуждал он, – очень невероятно, чтобы снаряд попал в одно и то же место дважды». (Д. Пойа. «Математика и правдоподобные рассуждения»)

Задание 19. Все ли возможные версии учтены в следующих случаях? Что такое версия? Как повысить ее вероятность?
Вариант 1
Н. задержали в комиссионном магазине, когда он принес на комиссию отрез сукна. Было установлено, что сукно похищено из магазина, который был ограблен неделю назад. Н. утверждал, что купил сукно у мужчины по имени Виктор. Он носит очки. Выдвинули версию, что в ограблении магазина участвовал Виктор, и стали его разыскивать.
Вариант 2
В прокуратуру поступило заявление, что К. убил свою бывшую жену. Следствие установило, что К. развелся с ней и женился на другой женщине. Дети от первой жены жили с ним. Вторая жена относилась к ним хорошо и они ее любили. Родной же матери они сторонились, т.к. она пьянствовала и скандалила. Первая жена К. жила с ним в одном доме через стенку. Дверь в ее комнату оказалась запертой на замок. Когда ее открыли, в комнате никаких следов убийства обнаружено не было. Соседи же заявили, что К. совершил убийство, и требовали расследования. На этом основании была выдвинута версия, что К. убил свою первую жену.
Вариант 3
Хозяин дачи и его товарищ услышали крик в соседней комнате. Гостившая на даче О. звала на помощь. Они поспешили в соседнюю комнату, но дверь в нее оказалась заперта. Они взломали дверь и увидели лежавшую на полу О. с перерезанным горлом. Хозяин дачи и его гость бросились в сад преследовать преступника, но никого не нашли.
В кармане убитой нашли письмо, в котором ее просили прийти в определенное место. Под письмом была подпись Б., жившего в двух километрах от места происшествия. Нож, оставленный на месте преступления, по утверждению свидетелей, принадлежал Б. Отпечатки пальцев на ноже обнаружены не были. Была выдвинута версия, что убийцей является Б.
Вариант 4
Подозреваемых в совершении преступления было трое. Они поджидали Л. в безлюдном месте, в масках. Когда Л. приблизился к ним, они направили на него пистолеты, отобрали деньги, часы и, связав, скрылись. Среди подозреваемых по подозрению в грабеже оказался Р., у которого дома обнаружили пустой бумажник, принадлежавший Л. На этом основании Р. арестовали.
τ twitter ВКонтакте Ψ facebook
+7 912 459 33 67 594-797-934