Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Участники гражданских правоотношений

ГлавнаяЮриспруденция и правоПравоведение
ДисциплинаПравоведение
ВУЗМГУ

Содержание

Тема А: Участники гражданских правоотношений

1.Физические лица как субъекты гражданского права.

2.Правоспособность и дееспособность граждан. Понятие, содержание, возникновение, прекращение.
Задача. 17-летний студент Роман Озеров всю стипендию тратит на азартные игры. Отец Романа обратился в орган опеки и попечительства с просьбой ограничить дееспособность сына, предоставив отцу право получать стипендию сына в институте.
Правомерно ли поставлен вопрос об ограничении дееспособности Романа? Какой ответ получит Озеров-старший из органов опеки и попечительства?

Тема Б: Трудовой договор

1.Понятие и содержание трудового договора.

2.Испытание при приеме на работу.
Задача. С Зайцевым Т. Т. был заключен трудовой договор о его работе в организации в качестве инженера-экономиста. В приказе о его приеме на работу была установлена дата начала работы - 20 января, указана должность - инженер-экономист, размер месячного оклада. 17 февраля Зайцева ознакомили с приказом о расторжении с ним трудового договора как не выдержавшим испытания при приеме на работу.
Правильно ли поступил руководитель данной организации? Может ли Зайцев обратиться в суд?

Методические указания
При ответе на первый теоретический вопрос контрольной работы следует прежде всего изучить гл. 3 ГК РФ, особое внимание уделив ст. ст. 17, 18, 20, 21 и 22. Необходимо отметить, что физические лица (граждане) являются наиболее часто встречающейся категорией субъектов гражданских правоотношений. О гражданах как субъектах юридических прав и обязанностей можно говорить лишь в неразрывной связи с понятиями правоспособности и дееспособности. В работе надо дать определение этих правовых категорий со ссылками на статьи ГК РФ, а также раскрыть их содержание. В отношении понятия правоспособности следует подчеркнуть, что она (признается в равной мере за всеми гражданами и характеризуется неотчуждаемостью. В отличие от правоспособности дееспособность не может в равной степени признаваться за всеми гражданами, поскольку предполагает наличие разумной воли и понимания со стороны гражданина значения, цели и последствий своих поступков. Поэтому важно рассмотреть виды дееспособности и раскрыть их содержание. В заключении надо указать основания признания гражданина недееспособным и ограничения дееспособности.
Рассматривая вопрос о трудовом договоре, необходимо отметить, что он является юридическим фактом, в связи с которым гражданин приобретает статус работника, а организация или другой гражданин становится работодателем, складывающиеся между ними отношения приобретают правовой характер и попадают в сферу действия трудового законодательства. Обязательно надо дать легальное определение трудового договора, закрепленное в ст. 56 ТК РФ. Говоря о содержании трудового договора, необходимо подчеркнуть, что не допускается включение в него условий, ухудшающих положение работника в сравнении с законом. Раскрывая вопрос об испытательном сроке при приеме на работу, студент должен перечислить лиц, для которых он не устанавливается, рассмотреть возможные результаты испытания. Эти положения законодательства закреплены в ст. 70 и ст. 71 ТК РФ.