Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Закономерности психического развития

ГлавнаяПсихологияВозрастная психология
ДисциплинаВозрастная психология
ВУЗОГПУ

Содержание

Задание 3.
 Составьте план теории данного вопроса и словарь терминов, затем решите следующие задачи:
Задача 1. Проанализируйте ниже приведенные пословицы и поговорки о детях и их воспитании, используя понятия предпосылок, условий, источников и движущих сил психического развития. Какие закономерности психического развития описываются в них? 
-	Кто к чему родится, тот к тому и пригодится.
-	Каков родился, таков и есть: сверху не закрасишь.
-	Кривого дерева не выправишь.
-	Из одной клетки, да не равны детки.
-	Маленькая собачка лает – от большой слышит.
-	Подле чертенка не выкормишь теленка.
-	Учись, поколе хрящи не срослись.
-	Чем больше кота гладишь, тем выше он хвост подымает.
-	Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.
-	Кто собой не управит, тот и другого на разум не наставит.
 Задача 2. Объясните высказывание Л.С.Выготского, опираясь на законы диалектики и на знания о закономерностях психического развития детей.
«Если бы критические возрасты не были открыты чисто эмпирическим путем, понятие о них следовало бы ввести в схему развития на основании теоретического анализа».
Представьте, что ребенок прошел вес стадии развития, не испытав ни одного кризиса. Какие особенности личности вы могли бы предсказать? Каковы особенности социальной ситуации развития и самого общества, в которых он развивался? 
Задача 3. Выделите показатели возрастного и функционального развития детей.
1.	Володя научился различать буквы и цифры на втором году жизни, рассматривая во время прогулок с мамой вывески на улице, а к трем годам читал, считал, складывал, умножал. Словом, заставил родителей задуматься: «Что с ребенком, как нам быть?». Деятели просвещения пришли к выводу, что в детском саду Володе делать нечего, коль он первоклашек обогнал. Но и в школу ему рано. Родителям все же удалось уговорить директора школы допустить мальчика, когда ему пошел пятый год, во второй класс. Режим, рассчитанный на восьмилетних детей, оказался малышу не по силам. Он лез под парту – поиграть. Чтобы не отвлекал, учительница отправляла его в коридор погулять. Но и при таком учении Володя не делал ошибок в контрольных ни по одному предмету.
2.	Андрею купили маленький заводной автомобильчик. Сначала автомобиль заводил кто-то из взрослых. Андрейка ставил его на пол и отпускал. Затем я сделал попытку научить его заводить машину ключиком. Андрей держал автомобильчик в одной руке, а ключик в другой. Мы вместе направляли руку с ключом в отверстие, и так как поворачивать ключ ему было трудно, то заводил я. Потом Андрей пытался делать это самостоятельно. Он брал в одну руку автомобильчик, а в другую ключ и направлял его в отверстие, все время поглядывая на меня. Вставив ключ, он не мог его повернуть, и тогда обращался ко мне «Дедик, сам!». Я заводил пружину, Андрей ставил автомобиль на пол и пускал его. Долгое время … Андрей выполнял все до завода пружины, а затем бежал к кому-нибудь из взрослых и, подавая автомобиль со вставленным ключом, просил завести его. Лишь через два-три месяца он научился заводить автомобиль, производя все операции самостоятельно.
3.	Андрей (четыре с половиной года) решил порисовать в своем домашнем альбоме, вначале что-то беспорядочно мазюкал цветными карандашами, небрежными взмахами синего и красного карандаша чертил круги и ломанные линии. Вмешался Дима и стал настойчиво требовать, чтобы он не баловался, а рисовал по-настоящему, и при этом пытался показать ему, как именно надо рисовать. Андрей резко запротестовал против такого бесцеремонного вмешательства, расплакался и убежал. Однако вскоре вернулся, и тут произошло нечто неожиданное: яростно схватил карандаши и начал очень быстро, уверенными движениями рисовать. Скоро обнаружилось, что он довольно прилично нарисовал (рассердившись!) модель какого-то комбинированного парохода с танком. Что особенно примечательно – весьма удачно использовал и «вмонтировал» в свой рисунок детали, нарисованные ранее на этом же листке Димой.   
Практическое задание.
Представление маленького ребенка о возрасте имеет следующие связанные между собой особенности:
1)	возраст не дифференцируется от размера (особенно от высоты). Большие вещи старше меньших, а то, что перестало расти, больше и не стареет… Например, ребенку показывали картинку с двумя деревьями явно разного вида, одно из которых было больше другого, затем спрашивали, какое дерево, по его мнению, старше или же этого нельзя сказать. Младшие дети говорили, что старше большое дерево. Старшие дети отвечали, что на этот вопрос нельзя ответить, не зная когда деревья были посажены;
2)	вследствие своей ассоциации с величиной возраст не обязательно связывается с датой рождения. Если А родился после В, но потом обогнал его по росту, то он «старше».
Предложите схему эксперимента (материал, вопросы ребенку, тактику беседы и др.) для выяснения этого второго обстоятельства ориентировки ребенка в возрасте и дате рождения.