Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Психическое развитие ребенка в раннем детстве

ГлавнаяПсихологияВозрастная психология
ДисциплинаВозрастная психология
ВУЗОГПУ

Содержание

После выполнения теоретической части работы решите психологические задачи.
Задача 1. Проанализируйте особенности развития предметно-манипулятивной деятельности у детей раннего возраста, используя для этого показатели развития предметных действий у детей: 1) переход от совместных действий со взрослым к самостоятельному выполнению действий; 2) переход от овладения общей логикой выполнения действий к овладению технической стороной действия; 3) потребность многократно повторять осваиваемые действия; 4) ригидность предметных действий; 5) расширение круга предметных действий; 6) осознание ребенком своих действий; 7) обращение ребенка к взрослому для оценки результата выполнения своих действий.
А. Ваня (1 год 11 мес.). Пьем чай. Ванина чашка стоит на столе, моя тоже. Я беру чашку и подношу ко рту. Ваня смотрит на меня. Потом, копируя мои движения, поднимает чашку и, не спуская с меня глаз, подносит ее ко рту и начинает пить. Я, сделав глоток, ставлю чашку на стол. Ванюша, не спуская с меня глаз, тоже ставит свою чашку. Так повторяется до тех пор, пока мы не выпиваем, каждый из своей чашки весь чай. Я изменяю движения, когда ставлю чашку на стол: опускаю осторожно или, наоборот, слегка пристукивая. Ваня делает тоже самое. 
Б. Андрей не умеет слезать с дивана. Он пытается спуститься с него вперед головой или как-то боком. Бабушка учит Андрея. Она поворачивает его головой к спинке дивана, спускает одну его ногу, затем – другую. И при этом все время приговаривает: «Вот так! Вот так!». В последующих попытках она уже только придерживает мальчика, помогая ему произвести соответствующие движения и поощряя его: «Так! Так! Молодец!». Через некоторое время Андрей вновь оказывается на диване и ему надо слезть с него. Он самостоятельно поворачивается головой к спинке дивана и осторожно спускает одну ногу, потом другую. Каждое движение он сопровождает словами: «Баба, так! Баба, так!». А затем, встав ногами на пол, восклицает: «Андрей – молодец!».
В. Валя видит расческу и требует ее себе, а, получив, водит ею по волосам. Но ей все равно, какой стороной расческу прикладывать к волосам. Водит расческой по всей голове. Видно, что это доставляет ей удовольствие.
Г. Валя забралась в кухонный шкафчик, достала оттуда мешочек с печеньем, высыпала печенье на пол, достала из другого шкафчика кастрюлю и положила часть печенья в нее. Взяла кошелек, в котором были монеты. Сама открыла кошелек и высыпала монеты на пол. Брала монеты с пола, складывала в кошелек, высыпала снова на пол и снова складывала, вертела монеты в руках. Не всегда у нее получается положить монеты прямо в кошелек, иногда они падают мимо.
Д. Любимым занятием Иры стало разворачивать конфеты. Оторвать ее от этого занятия практически невозможно. Не успокоится, пока не развернет все конфеты и не оставит их без бумажек. Дали ей мандарин, чистит его. Чтобы начать чистить, подносит мандарин ко рту и с яростью отгрызает кожуру. Дальше кожуру снимает руками. Ее очень занимает сам процесс очистка мандарина. Ни конфеты, ни мандарин не съедает.      
Задача 2. Опишите характерные особенности восприятия ребенка раннего возраста по следующим наблюдениям.
А. Расстояние Боря еще не может оценивать. Он пытается задуть, например, фонарь, горящий на улице саженях в десяти от дома.
Б. Ребенок пытается схватить струи воды, которые стекают с его головы, облако табачного дыма, находящееся на расстоянии нескольких футов от него.
В. Держу коробку с рыбой. На ней – изображение большого солнца, напоминающего подсолнух, с нарисованным улыбающимся лицом. Ставлю коробку на стол. Девочка видит ее, тычит пальчиком в солнце и говорит: «Тетя Галя это?». Действительно, у тети Гали круглое лицо.
Задача 3. Объясните факты, полученные в описанном эксперименте, проведенном с детьми раннего возраста. Какие педагогические выводы следуют из этих фактов?
Маленьким детям на занятиях показывали не слишком привлекательные для них игрушки – белую пластмассовую машинку и серого слоника. Машинку взрослый постоянно включал в игру: катал ее по столу, имитировал звуки мотора и гудка, привлекал внимание детей к деталям, выражал восхищение ею. А серый слоник в течение нескольких занятий одиноко стоял на столике. Через две недели тем же детям показывали и машинку, и слоника вместе с другими игрушками, но более привлекательными и яркими, и наблюдали, с какими они будут играть. Оказалось, что самой любимой и желанной для всех стала белая машинка, которую демонстрировал взрослый. А вот серый слоник остался незамеченным. 
Практическое задание.
Изучите особенности словарного запаса, способность к точному вербальному определению различных действий ребенка в возрасте 2-3 лет по методике А.Декедр «Называние действий» (10, с.100 – 101).