Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Синэкология

ГлавнаяБезопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды. ЭкологияЭкология и рациональное природопользование
ДисциплинаЭкология и рациональное природопользование
ВУЗВГМУ
Номер варианта1

Содержание

Работа 1. ответить на тестовый контроль по разделу: Предмет и задачи экологии (один наиболее правильный ответ)
1.	Термин «экология» ввел: а) Докучаев В.; б) Геккель Э.; в) Вавилов Н.; г) Дарвин Ч.
2.	Первый труд по экологии считают: а) «Происхождение видов» Ч. Дарвина; б) «Всеобщая морфология организмов» Э. Геккель; в) «Философия зоологии» Ж.Ламарк; г) «Систематика природы» К. Линней.
3.	Синэкология изучает: а) экологические факторы; б) экологию популяций; в) экологию экосистем; г) экологию биосферы.
4.	Биотоп это: а) место, которое занимает вид; б) жизненное пространство, которое занимает сообщество; в) структура сообщества; г) место жизни отдельной особи.
5.	Лес, тундра, озеро и отдельная капля воды с её обитателями это множество: а) биотопов; б) экосистем; в) биогеоценозов; г) верны ответы б) и в).
Работа 2. решить ситуационную задачу:
Зная правило экологической пирамиды (правило десяти процентов), рассчитайте, сколько понадобится  фитопланктона, чтобы вырос один белый медведь весом 500 кг (пищевая цепь: планктон,  рыба, тюлень, белый медведь). 
Работа 3. ответить на тестовый контроль по разделу: Экологические факторы (один наиболее правильный ответ)
1.	Организмы, имеющие постоянную температуру тела, называются: а) пойкилотермные; б) гомойотермные; в) ксенобиотики; г) гомобиотики.
2.	Организмы, не имеющие постоянную температуру тела, называются: а) пойкилотермные; б) гомойотермные; в) ксенобиотики; г) гомобиотики.
3.	Гелиофиты – это группа растений способная: а) развиваться при небольшом затенении; б) развиваться только при достаточно ярком освещении; в) выносить долгое затенение; г) произрастать только в затененных местах.
4.	Сциофиты – это группа растений способная: а) развиваться при небольшом затенении; б) развиваться только при достаточно ярком освещении; в) выносить долгое затенение; г) произрастать только в затененных местах.
5.	Гидрофиты - это растения живущие: а) на заливных лугах; б) на суходолах; в) в озерах; г) на берегах рек.
Работа 4. Решить задачи и ответить на вопросы.
1.	Ярусность как структурное явление присуще многим биоценозам. На продольном срезе любой биоценоз напоминает многоэтажный дом. Назовите «этажи» и их количество в смешанном лесу (1), в еловом лесу (2), на злаково-клеверном лугу (3).
2.	Рассчитайте индекс сходства двух фитоценозов (растительных компонентов биоценозов), используя формулу Жаккара:                                            К = С х 100%  /  (А + В ) – С ; А – число видов данной группы в первом сообществе, В – во втором, а С – число видов, общих для обоих сообществ. Индекс выражается в процентах сходства.              Первый фитоценоз – это сосняк-черничник: сосна обыкновенная, черника, брусника, блестящий зеленый мох, ландыш майник, гудиера ползучая, седмичник, грушанка круглолистная.                  Второй фитоценоз    - это сосняк – брусничник-зеленомошник: сосна обыкновенная, брусника, блестящий зеленый мох, ландыш, грушанка средняя, зимолюбка, вереск обыкновенный, кукушник, плаун.
3.	Вес самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 г. Вес каждого из двух ее новорожденных детенышей – 1 г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. На основании правила экологической пирамиды определите, какую массу должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?
4.	Для стимулирования роста дуба в высоту совместно с ним выращивают другие породы. Какие особенности биологии дуба используются в этом методе? Объясните, какое значение для лесной промышленности имеет такой прием.
5.	Может ли один экологический фактор полностью компенсировать действие другого экологического фактора? Почему? Привести примеры.
6.	Назовите способы выживания (подчинение, сопротивление и избегание) при взаимодействии  организмов с окружающей средой в следующих примерах: а) осенние перелеты птиц с северных мест гнездования в южные регионы зимовок, б) зимняя спячка бурых медведей, в) активная жизнь полярных сов зимой при температуре -40оС, г) переход в состояние спор бактерий при понижении температуры, д) нагревание тела верблюда днем на жаре с 37 до 41 оС и остывание его ночью до 37 оС, е) нахождение человека в бане при температуре 100 оС, при этом его внутренняя температура остается прежней  - 36,6 оС, ж) переживание кактусами в пустыне жары 80 оС, з) переживание рябчиками сильных морозов в толще снега.
7.	Объясните, почему для переживания организмом отрицательных температур его клетки обезвоживаются.
8.	Объясните, почему на поверхности водоемов живут растения преимущественно зеленой окраски, а на больших морских глубинах – красной.
9.	Силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, называют: А) условиями среды;   Б) абиотическими факторами;  В) биотическими факторами;  Г) антропогенными факторами.
10.	Комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях, называются: А) условиями;  Б) факторами;  В) спектром;  Г) средой.
Работа 5.Современные проблемы охраны природы (один наиболее правильный ответ)
1. Охраной природы называется:
а) наука, изучающая различные способы сохранения здорового состояния окружающей природной среды, влияние загрязнений на организм человека;
б) система мероприятий, обеспечивающих поддержание ресурсов и средовоспроизводящих функций природы и сохранение невозобновляемых ресурсов;
в)  наука, изучающая все виды и формы взаимоотношений человека с окружающей его природной средой, основной целью которой является сохранение многообразия живого мира (биоразнообразия);
г) система мероприятий, направленных на восстановление и сохранение нарушенных экосистем.
2.  Основными принципами системы охраны природы являются:
а) научная обоснованность, профилактика, комплексный подход;
б) адекватность, регулярность;
в) систематичность, суммирование, историчность;
г) упрощение, энергосбережение.
3.  Богатства недр относятся к:
а) неисчерпаемым природным ресурсам; б) возобновляемым природным ресурсам; в) невозобновляемым природным ресурсам;  г) вечным и неисчерпаемым природным ресурсам.
4.  Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию проходила в:
а) Рио-де-Жанейро в 1992 г.; б) Нью-Йорке в 1990 г.; в) Брюсселе в 1993 г.; г) Рио-де-Жанейро в 1987 г.
5.  Природопользование, в отличие от термина «охрана природы», обозначает: а) сферу общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества; б) сферу научно обоснованных международных, государственных и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов; в) одно из направлений охраны природы, связанное с добывающей и перерабатывающей промышленностью; г) систему мероприятий, обеспечивающих нормальную хозяйственную деятельность человека.
РАБОТА №6.  Анализ сточных вод и промышленных выбросов химико-фармацевтических предприятий с использованием физико-химических и некоторых физических методов анализа (дать грамотный, полный письменный ответ).