• 2014 год
  • Инфляция: 11.4% √ Безработица: 5.1% √ Рост ВВП: 0.6%
  • МРОТ: 5554 рублей
    Ключевая ставка: 17%
    • Россия в цифрах

      Россия в цифрах

      Статистические данные
    • Мировая экономика в цифрах

      Мировая экономика в цифрах

      Показатели и индикаторы развития мировой экономики.
    • Новости образования

      Новости образования

      Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор): список закрытых вузов, новости ЕГЭ

Достоинства и недостатки монополии

Достоинства монополий:
  1. возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;
  2. возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;
  3. возможность использования достижений научно-технического прогресса;
  4. возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;
  5. нет дополнительных издержек на рекламу, нет мусора от порой никому не нужных рекламных листовок, сбережение экологии;
  6. возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.
Недостатки монополий:
  • они приводят к неэффективному распределению ресурсов;
  • деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами и нестабильностью.

Ущерб от монополии можно представить в виде чистых потерь общества, возникающих из-за того, что монополист производит меньше, чем объем эффективного выпуска (рис. 6). Чистые потери имеют вид треугольника AEC.

Ценовая дискриминация
В некоторых ситуациях чистая монополия может осуществлять ценовую дискриминацию - устанавливать разные цены на одинаковые по качеству и уровню издержек товары для разных покупателей.

Если фирма сама устанавливает одну цену для всех единиц товара, то величина среднего дохода и будет являться ценой товара.

AMR = P
Кривая спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса, имеющей отрицательный наклон. Поэтому монополия может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товара.
условие максимальной выручки монополиста

Когда же выручка достигает максимума, значение предельного дохода равно нулю.

Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту выручки, поэтому монополист стремится избегать неэластичного участка кривой спроса, так как увеличение объемов продаж может привести к потерям.

Монополия: краткосрочный период

Оптимальный объем производства находится на пересечении кривых МС и MR.
MC = MR

Задача выбора оптимального объема производства, максимизирующего прибыль решается монополистом в два этапа:

  1. монополист выбирает объем производства из условия MR = MC (из равенства предельного дохода и предельных издержек);
    выбор оптимального объема производства монополистом
  2. монополист решает оставаться на рынке или следует уходить;
    минимизация убытков монополиста
    P0 - цена продукции, AC0 - средние издержки, AVC0 - средние переменные издержки, Q0 - оптимальный объем выпуска.

    Варианты поведения монополиста на рынке:
    • P0 > AC0: монополист получает экономическую прибыль при оптимальном Q0. Прибыль = (P0 - AC0)*Q0;
    • P0 < AC0: минимизация убытков.
      Варианты поведения монополиста при минимизации убытков:
      • P0 > AVC0: монополист остается на рынке при убытке (AC0 - P0)*Q0 - цена перекрывает средние переменные издержки и часть средних постоянных издержек;
      • P0 < AVC0: монополист закрывается при убытке, равном сумме постоянных издержек FC = (AC0 - AVC0)*Q0 - цена перекрывает средние переменные издержки и часть средних постоянных издержек;

Монополия: долгосрочный период

Точка А - точка долгосрочного равновесия.

Кривая "D" - касательная к LAC. Фирмы получают только нормальную прибыль.

прибыль монополиста в долгосрочном периоде

Условие получения прибыли монополистом в долгосрочном периоде:

P >= LAC

Варианты поведения монополиста на долгосрочном рынке:

  1. P >= LAC: монополист максимизирует прибыль. Цена на продукцию монополиста доложна быть не меньше долгосрочных средних издержек LAC;
  2. P < LAC: монополист уходит с рынка. Минимизации убытков здесь не может быть.

Определение цены и объема производства фирмой-монополистом

Если кривая спроса имеет вид прямой линии, то кривая предельного дохода делит расстояние от 0 до точки пересечения кривой спроса с осью х пополам, т. е. ОМ = MN.
выбор оптимального объема производства монополистом

Если нанести на данный рисунок кривую предложения (МС=S) и средние общие издержки (АТС), то оптимальный объем производства находится на пересечении кривых МС и MR (т. С). (при MC = MR оптимальный объем выпуска). Для того, чтобы определить цену, по которой монополист будет продавать свою продукцию, необходимо из т. С поднять перпендикуляр на кривую спроса до т. А. Проекция А на ось у дает монопольную цену (Рмон).

Если Pмакс окажется выше средних общих издержек (АТС), то фирма получит наибольшую совокупную прибыль.
Поскольку спрос на продукцию фирмы-монополиста не является эластичным, постольку предельный доход всегда будет меньше цены. Следовательно, объем производства у фирмы будет всегда ниже, чем в условиях совершенной конкуренции (QE), а цены выше (РМ > РЕ).

Выручка
TR = PмаксQопт
Издержки
TC = PATCQопт
Насколько меньше продукции выпускает монополист по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции: выпуск в условиях совершенной конкуренции задается пересечением кривой спроса D и кривой предельных издержек (MC).

twitter ВКонтакте facebook
594-797-934

Все права защищены и охраняются законом. Copyright © ООО Новый семестр Semestr.RU 2006-2016