Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Основные этапы развития естествознания

ГлавнаяЕстественные наукиКонцепции современного естествознания
ДисциплинаКонцепции современного естествознания
ВУЗСПГИЭУ

Содержание

Вариант 1.
1. Кратко охарактеризуйте основные этапы развития естествознания, взяв за основу следующие имена: Аристотель, Коперник, Планк, Пригожин.
2. Приведите шкалу размеров всего существующего во Вселенной и укажите место живых организмов на ней. Каким образом человек сумел проникнуть в чрезвычайно большие масштабы и оценить размеры, несравненно большие его самого?
3. Дайте определение колебательному процессу. Дайте определение основным характеристикам колебательного процесса.
4. Перечислите основные типы взаимодействия. Расположите их в порядке возрастания величины.
5. В каких системах справедливы законы сохранения? Сформулируйте законы сохранения энергии, импульса и момента импульса. Приведите примеры действия этих законов в окружающей жизни.
6. Дайте формулировку принципа неопределенности Гейзенберга. Поясните, какое отношение он имеет к предсказуемости событий.
7. В основе статистического метода исследования свойств макроскопических систем лежит молекулярно – кинетическая теория. Сформулируйте основные положения этой теории.
8. Какие системы называются открытыми? Какие системы называются неравновесными? Как ведет себя энтропия в открытых неравновесных системах?
9. Шар массой в 1 кг двигается со скоростью 1 м/с и сталкивается с неподвижным шаром массой 4 кг (удар центральный и абсолютно упругий). Какова кинетическая энергия первого шара после удара? Используйте законы сохранения импульса и механической энергии.
10. Найти силу электростатического притяжения между ядром атома водорода и электроном.
Радиус атома  
11. При какой скорости движения релятивистское сокращение длины тела составит 1,4 часть длины тела.





Вариант 2.
1. В чем суть научного метода познания?
2. Какие малые расстояния человек сумел оценить и каким образом получил о них представление? Где становится существенными познания о малом? Каковы размеры живых организмов?
3. Какой процесс называется волновым? Дайте определение продольным и поперечным волнам. Сформулируйте принцип суперпозиции волн.
4. Какие типы взаимодействия относятся к дальнодействующим? Как меняется их величина с расстоянием? Приведите примеры.
5. В каких системах справедливы законы сохранения? Сформулируйте законы сохранения массы, электрического заряда. Приведите примеры действия этих законов в окружающей жизни.
6. На основании каких фактов и гипотез сформировалась квантовая механика?
7. Сформулируйте первое начало термодинамики. Дайте определение внутренней энергии системы.
8. Дайте определение детерминированному хаосу. Приведите примеры использования этого понятия в экономике и социологии.
9. Шар массой в 1 кг, движущийся со скоростью 10м/с, сталкивается с неподвижным шаром с массой в 5 кг. Удар центральный и абсолютно упругий. Найдите кинетические энергии шаров после удара.
10. Два точечных заряда находятся в воздухе на расстоянии 0,2м. На каком расстоянии надо поместить эти заряды в воде, чтобы получить ту же силу взаимодействия?
11. При какой скорости движения продольные размеры тела уменьшатся вдвое?

Вариант 3.
1. Приведите примеры открытий в области естественных наук, которые наиболее широко используются в самых разнообразных областях нашей жизни.
2. Что такое кварк? Удалось ли обнаружить кварки на опыте? Какое количество кварков составляет протон? Какие свойства приписываются кварку?
3. Дать определение собственным, затухающим и вынужденным колебаниям.
4. Какие типы взаимодействия являются короткодействующими? Привести примеры систем, в которых действуют эти силы.
5. Сформулируйте закон сохранения энергии. В качестве примера проанализируйте, как преобразуется энергия при колебании маятника.
6. В чем суть идеи корпускулярно-волнового дуализма?
7. Дайте несколько формулировок второго начала термодинамики.
8. Что такое диссипативная структура? В какой теории используется это понятие?
9. Шар массой в 1 кг, движущийся со скоростью 1м/с, сталкивается абсолютно неупруго с неподвижным шаром массой 2 кг. Используя закон сохранения импульса, найдите скорости слипшихся после удара шаров.
10. Во сколько раз сила гравитационного взаимодействия между двумя протонами меньше силы электростатического взаимодействия между ними?
11. Во сколько раз жизнь нестабильной частицы увеличится (по часам неподвижного наблюдателя), если частица начинает двигаться со скоростью равной 0,95 скорости света.

Вариант 4.
1. Приведите примеры наук, которые относятся к естественным, к гуманитарным. Приведите примеры связи между науками этих двух групп.
2. Что такое нейтрино? В каких типах взаимодействий участвуют нейтрино? Как они взаимодействуют с веществом?
3. В чем суть явления дифракции волн? Каковы условия наблюдения этого явления?
4. Какой тип взаимодействия обеспечивает устойчивость атомных ядер? Какие силы удерживают атомы в молекулах? Какие взаимодействия обеспечивают устойчивость атомов?
5. Сформулируйте закон сохранения импульса. В качестве примера рассмотрите вращение на одной ноге человека, держащего в руках гантели. При вращении человек вытягивает и прижимает руки к себе. К каким последствиям это приводит.
6. Что такое волна де Бройля? Какие эксперименты подтверждают гипотезу де Бройля?
7. Дайте определение энтропии. Какой физический смысл энтропии?
8. Что такое точка бифуркации? В какой теории используется это понятие?
9. Шары массой в 1кг и 2 кг двигаются навстречу друг другу со скоростями 2 м/с каждый. Найдите кинетическую энергию шаров после удара (удар центральный и абсолютно упругий).
10. Двум водяным каплям радиусом 0,3 мм сообщили одинаковые по величине и знаку электрические заряды. Определить величины зарядов, если сила электростатического взаимодействия уравновешивается силой гравитационного взаимодействия.
11. Мезон в космических лучах путешествует со скоростью равной 0,95 скорости света. Какой интервал времени на часах наблюдателя на Земле соответствует 1 секунде собственного времени мезона?