Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Языковые особенности лексики научного стиля

ГлавнаяЯзыкознаниеРусский язык и культура речи
ДисциплинаРусский язык и культура речи
ВУЗРГППУ

Содержание

1. Общая характеристика научного стиля
Определите подстиль и жанр следующих текстовых фрагментов:
1. В книге излагаются основы современной теории пластичности и аналитические методы решения статистических краевых задач, включая задачи устойчивости. Большое количество примеров иллюстрирует, с одной стороны, особенности применения того или иного соотношения пластичности, а с другой - возможности различных методов решения. Книга адресована специалистам в области математики.
2. Организация (как деятельность) - 1. Образование и совершенствование связей между частями целого 2. Создание и совершенствование структуры и правил функционирования ее элементов.

2. Основные содержательные единицы научной речи
Прочитайте статью, выделите в ней идентификационные признаки научных понятий «электротехническое устройство», «временное реле».  Составьте на их основании квалификационную и ситуативную дефиниции к каждому термину.
Сегодня экономить на электроэнергии помогают современные электротехнические устройства. Так, существуют приборы, автоматически отключающие электрооборудование, когда оно не используется. Например, в подъездах наших домов свет горит всю ночь, а ведь в три-пять часов утра в подъезде, как правило, никого нет и электроэнергия «выгорает» впустую. Тут нам поможет выключатель с задержкой времени. Одновременно с включением света включается временное реле, которое гасит свет через заданный промежуток времени (от 10 сек. до 10 мин.). Таким образом, ночью в подъезде свет не горит, но на каждом этаже есть выключатель с подсветкой. Человек входит в подъезд, видит выключатель, зажигает свет и спокойно поднимается на свой этаж, а через 5-10 минут свет сам выключится. Таким образом, экономится 14-20% электроэнергии. Для этих же целей используется инфракрасный детектор (датчик движения), который срабатывает непосредственно «на движение человека». Когда Вы входите в комнату, свет зажигается автоматически, а когда выходите — автоматически гаснет. 

3. Языковые особенности лексики научного стиля 
Найдите в предложениях лексические ошибки и исправьте их.
1. В условиях рынка экономическая эффектность является императивом всей производственной деятельности коммерческого предприятия. 2. Принципиальная новинка, вносимая компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. 3. Здесь же стоит отметить изучение фундаментальных основ компьютерного дизайна культуры цветового представления электронной информации.

4. Особенности грамматики в научном стиле 
Найдите в предложениях грамматические ошибки и исправьте их.
1. Во всех развитых странах и которые развивающиеся идут интенсивные процессы информатизации образования. 2. Пользуясь полученными знаниями, появились страницы с выбранным фоном. 3. Понятие «имитационные» игры появилось в педагогической литературе в 60-80 годы xx века и означали предоставление студентам возможности «проживания» реальных ситуации приближенных к реальности.

5. Орфография и пунктуация
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
В р(и,е)альной экономической жизни на д(е,и)намику рынка труда оказывает вл(е,и)яние целый ряд факторов уровень р(а,о)ждаемости темпы роста числе(н,нн)ости (трудо)способного населения его полов(а,о)зр(о,а)стная структура степень экономической (о,а)ктивности р(о,а)зличных д(и,е)мографических и этнических гру(п,пп) (трудо)способного нас(и,е)ления проце(с,сс)ы и(м,мм)играции и т.д. Все это влияет на предл(а,о)жение рабочей силы. Со стороны спроса главным фактором д(е,и)намики занятости являе(ть,т)ся сост(а,о)яние экономической кон(ь,ъ)ю(н)ктуры фаза экономического цикла научно-технический прогресс. 
     Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эл(о,а)стичность спроса на труд з(о,а)висит от эл(о,а)стичности спроса на продукц(ы,и)ю фирмы от произв(а,о)дительности труда и от легкости и э(ф,фф)ективности замены живого труда машинами. Спрос на труд отдельной фирмы связан обратной з(о,а)висимостью с уровнем р(и,е)альной зар(о,а)ботной платы. 
Предл(а,о)жение труда строи(ть,т)ся р(о,а)бочими на основе соп(а,о)ставления пр(е,и)вл(и,е)кательности дохода который они получают за час труда и уд(а,о)влетворения получаемого за час д(а,о)суга. Досуг только тогда приносит уд(а,о)влетворение когда есть что потр(и,е)блять. Спрос на д(а,о)суг определяет предл(а,о)жение труда. Чем выше р(и,е)альная зар(о,а)ботная плата тем выше п(а,о)тери связа(н,нн)ые с отказом р(о,а)ботать. 

6. Чтение научного текста. Составление конспекта
Определите тему и основную мысль фрагмента статьи Волкова А., Гастева С. «Интегративно-аксиологический подход к конструированию учебных материалов, программ и курсов с применением новых информационных технологий в инженерном образовании».  
Широкое внедрение в практику инженерного образования современных информационных технологий сдерживается, по сравнению с гуманитарным образованием, по ряду объективных причин – узкой региональной сетью доступа пользователей к средствам доставки информации, не обеспеченностью большинства инженерных специальностей программными продуктами, отсутствие окончательно проработанными дидактическими и методическими рекомендациями и т.п. В ряду этих причин не маловажную роль играет недостаточная проработка стратегических дидактических вопросов применения современных информационных технологий в инженерном образовании, а также практическая отработка методик использования образовательных информационных технологий в инженерном образовании. В частности, при выполнении социального заказа на создание системы открытого образования, приобретает особое методико-дидактическое значение проблема интегративного подхода к преподаванию всего цикла предметов технической направленности. 
Фактический отрыв пользователя программных обучающих продуктов от преподавателя (особенно при использовании on-line технологий обучения) переводит процесс обучения с позиций воспитания субъектов обучения на рельсы технократизации, приводящей к деформации личности пользователя, в связи с чрезмерно ранним развитием доминанты интеллекта, в направлении технократии. Подобное отклонение в развитии мышления пользователя в сторону интеллектуализма способствует хорошему логическому мышлению, при недоразвитости эмоциональной сферы, образных представлений, воображения – т.е. формирования протестанской этики. Последнее выдвигает необходимость решения задачи формирования аксиологически значимой системы знаний в области технических наук. 
Оптимизация решения задачи социально-прагматического заказа на широкое внедрение современных информационных технологий в инженерное образовании (в системе открытого образования) с уходом от узко технократического мышления возможно лишь с применением интегративно – аксиологического подхода к созданию обучающей среды, программного обучающего продукта, электронного учебного материала и организации технологии обучения. 

7. Виды работы с первичным текстом: составление плана
Составьте три плана (вопросный, назывной, тезисный) по предлагаемому выше фрагменту статьи Волкова А., Гастева С. «Интегративно-аксиологический подход к конструированию учебных материалов, программ и курсов с применением новых информационных технологий в инженерном образовании».  

8. Оформление справочно-научного аппарата
Найдите ошибки в оформлении справочно-научного аппарата и исправьте их. Запишите правильный вариант.
1. Педагогика [Текст]: учебное пособие  / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – Москва, Школа-Пресс, 1997. – С. 512.
2. Корнилов В.И. «Турбулентный пограничный слой на теле вращения при периодическом вдуве/отсосе» // «Теплофизика и аэромеханика», 2006, №. 3, С. 369-385.

9. Вторичные жанры научного текста: аннотация, реферат
1. Напишите аннотацию к фрагменту статьи Волкова А., Гастева С. «Интегративно-аксиологический подход к конструированию учебных материалов, программ и курсов с применением новых информационных технологий в инженерном образовании» с использованием речевых клише: «Статья посвящена…», «Автор затрагивает проблемы», «Статья предназначена для…» и др.
2. Составьте монографический реферат (150 – 300 слов) по фрагменту статьи Волкова А., Гастева С. «Интегративно-аксиологический подход к конструированию учебных материалов, программ и курсов с применением новых информационных технологий в инженерном образовании».  

10. Первичные жанры: курсовая работа, дипломная работа
Отредактируйте фрагмент введения к курсовой работе, запишите исправленный вариант.
Одним из великих людей в эпоху Средневековья был Николай Коперник. В 2008 году мы отмечали 535-летие со дня рождения одного из величайших представителей рода человеческого, который первым распахнул двери в необъятные просторы Вселенной и установил место человека в ней.
Итак, тема моей курсовой работы: Коперник как ученый и как мифологическая фигура. 
Предмет исследования: жизнь Николая Коперника.
Объект исследования: Вклад Николая Коперника в развитие науки.
Цель исследования: анализ вклада Коперника в науку.
Задачи: 1. Собрать и систематизировать материал по биографии Николая Коперника.  2. Раскрыть сущность его научных взглядов, идей.

11. Устное научное выступление
Преобразуйте предложения из научных статей в предложения для устного доклада.
1. В ресурсном потенциале учебно – научного портала МГТУ заложена возможность использования интегративно-аксиологического подхода к организации on line обучения с внедрением современных информационных технологий в инженерное образовании, а возможность выхода на персоналии и эколого – социально значимые исторические и современные фактические примеры развития цивилизации, углубляет аксиологический аспект получаемых пользователем инженерных знаний. 2. Публикации последних лет свиде¬тельствуют о растущем осознании научно-педагогической общественнос¬тью необходимости коррекции традици¬онной модели обучения, обладающей ограниченными возможно¬стями в формировании взаимосвязанных систем знаний у студентов. 3. Необходимо подчеркнуть, что выполняя в ряде случаев функцию толчка к личностным изменениям, тренинг не охватывает всего процесса изменения в целом, а касается его начальной, инициирующей стадии

12. Научная полемика
Сформулируйте и запишите одну тему для научной полемики по своей специальности и приведите не менее двух аргументов за и против.