Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Лексическое значение фразеологических оборотов

ГлавнаяЯзыкознаниеРусский язык и культура речи
ДисциплинаРусский язык и культура речи
ВУЗРАП

Содержание

1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Пр…(ф,фф)е(с,сс)ор жил в комнат… где вла…ств…вали и вражд…вали как два противоп…ложных начала книги и к…ртины.
Книгам уд…лось захв…тить всё пр…странство внутри комн…ты. Гиган…ские шкафы высились по стенам как книжные креп…сти. Втиснутый между стенами стол полонён был книгами. Книги захв…тили и кресла и мал…нький шахматный стол…к. Они л…жали всюду а(к,кк)уратно связ…(н,нн)ыми стопками. Книги вл…дели и воздухом комн…ты нап…лняя его особым зап…хом бумаги в ст…ри(н,нн)ых переплётах книги насыщали воздух дел…ли его пыльным и душным.
К…ртины х…тели р…здвинуть комн…ту и ра(с,сс)тв…ряли стену на которой в…сели в тихих (п...чально)сп…койных п…йзажах. Они нап…лняли пр…странство свеж…м воздухом берёзовых рощ… и мя…ким просе…(н,нн)ым скво(з,с)ь обл…чную дымку солнечным светом. И если в комнату (не)прон…кали ш…рохи лист…ев и трав то лиш… (по)тому что на всех к…ртинах ц…рила тиш…на. Только её да м…чтательную задумч…вость пр…роды изобр…жал на своих п…лотнах художник.
Погл…дев на ч…сы и обн…ружив что уже час ночи пр…(ф,фф)е(с,сс)ор стал уклад…ва(т,ть)ся спать. Через четверть часа он уснул. Но как и обыч…но очень скоро проснулся с чу…ством (как)будто(бы) совсем и (не)спал. Пол…жав (не)много с открытыми глазами пр…(ф,фф)е(с,сс)ор встал и (не)заж…гая эл…ктричества подош…л к пис…ме(н,нн)ому столу.

	2. Определите, к какому стилю речи принадлежит данный текст. Аргументируйте свой ответ, указав основные стилевые черты и языковые средства, характерные для данного стиля.

3. Спишите слова и расставьте ударение, указав допустимые произносительные варианты, если они имеются.
Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, генезис, диалог, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, игрища, искра, камбала, каталог, квартал, кладовая, колосс, мизерный, недуг, некролог, нефтепровод, партер, пурпур, ракурс, столяр, толика, узаконение, христианин, экслибрис.

4. Обозначьте особенности произношения согласных перед буквой Е и сочетаний согласных.
Образец: темп – [ тэ ]мп (твёрдое произнесение согласного перед Е), крем – к[ р’э]м (мягкое произнесение согласного перед Е); мачта – ма[ чт ]а, что – [ шт ]о.
АкаДЕмия, альТЕрнатива, баССЕйн, бизНЕс, беЗЖизненный, вунДЕркинд, ДЕкан, комПЕТЕнция, кРЕпДЕшин, КузьминиЧНа, МЕНЕджМЕнт, моДЕль, муЗЕй, нароЧНо, неЧТо, ниЧТо, РЕквием, СЕрвис,  скуЧНо, турНЕ, шеДЕвр, шиНЕль.

5. Дайте толкование приведённым ниже заимствованным словам. Подберите к ним синонимы русского происхождения, если они есть. С тремя из слов составьте предложения.
Акселерация, бартер, депонировать, доминировать, инвестор, инцидент, коммюнике, конфронтация, лояльный, нувориш, помпезный, радикальный, скепсис, узурпатор, хобби, эрудиция.

6. Объясните лексическое значение приведённых ниже фразеологических оборотов. С двумя из них составьте предложения.
Вавилонское столпотворение, держать ухо востро, как две капли воды, на седьмом небе, пиррова победа, сесть в калошу, через час по чайной ложке.

7. Отредактируйте предложения, устранив в них речевые и грамматические ошибки. Запишите исправленный вариант.
1.	Дружная игра нашей команды не позволила шведским хоккеистам добиться успеха в дебюте матча.
2.	Так вы утверждаете, что тюль была не капроновая, а простая?
3.	Ребёнок держался за коляску обоими руками.
4.	Это сотая новинка для детей, производство которых освоено с начала года предприятиями области.
5.	Установлено, что в кассе не хватает трёх тысяч шестиста рублей.
6.	Равнодушие руководителей за судьбу подчинённых вызывает возмущение.
7.	У этих «заботливых» родителей дети спят на каких-то прокрустовых ложах.
8.	Ограбляемый кричал, просил помочь.
9.	Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок.
10.	Он занимался штангой и всегда экспонировал перед друзьями свои мускулы.

8. Просклоняйте письменно числительные 689, 1917 год. Выберите нужное слово и просклоняйте словосочетания: (шесть, шестеро) претендент, участница; (оба, обе) директор, половина.

9. Приведите примеры 10 фразеологизмов мифологического происхождения. Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения.

10. Приведите примеры 10 латинских фразеологизмов. Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения.