Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Психическое развитие ребенка в младенчестве

ГлавнаяПсихологияВозрастная психология
ДисциплинаВозрастная психология
ВУЗОГПУ

Содержание

Задание 5. 
Выполнив теоретическое задание, решите следующие психологические задачи.
Задача 1. Проанализируйте описания разных этапов формирования актов хватания у младенцев. Выделите следующие показатели: зрительная фиксация предмета и руки, случайные движения руки по предмету, ощупывание предмета при контакте с ним, противопоставление большого пальца остальным, зрительно-моторные координации, намеренное хватательное движение.
1. Митя (2 мес.) сцепил свои поднятые ручонки и стал их рассматривать, ощупывая одну другой. Стал ощупывать мои руки, лицо. Конечно, эти ощупывания еще хаотичны и кратковременны.
2. Валя (3 мес.) поймала взором свою руку, свела на ней глаза и долго удивленно смотрела. Рука «ушла» из поля зрения – Валя взволновалась. Опять рука появилась в поле зрения – тот же удивленный взгляд.
Лежит в кроватке. Перед ней подвешены на веревочке погремушка и пластмассовый жираф. Смотрит на игрушки, начинает радостно двигать руками и ногами. Случайно задевает их рукой и приводит в движение. Оживляется еще больше. Если рука попадает на жирафа (он висит очень низко), Валя растопыривает пальцы и на мгновение задерживает руку на нем.
Валя (4 мес.) лежит в кроватке, гулит, улыбается. Перед ней висит погремушка из трех разноцветных шариков. Валя смотрит на погремушку с полминуты, затем слегка поднимает вверх ручки и сразу их опускает. Поднимает ручки повыше, но до погремушки не достает. Складывает ручки вместе и поднимает их еще выше – и достает до погремушки, погремушка звучит. Повторяет так трижды. Разводит ручки и поднимает правую (погремушка висит ближе к правой руке). Три раза намеренно подтягивает руку к погремушке и несильно ударяет по ней – погремушка звучит и качается. На третий раз Валя останавливает ручку на погремушке и ощупывает ее пальчиками. Каждый пальчик как бы ощупывает игрушку сам по себе. На несколько секунд рука охватывает игрушку целиком.
3.	Жаклин (4 мес.) внимательно смотрит на свою правую руку, которую она, по-видимому, удерживает в пределах зрительного поля. Она иногда взглядывает на предметы, которые несет ко рту, и, забыв о том, чтобы их сосать, удерживает их перед глазами. Только когда рука случайно попадает ей на глаза, взгляд может остановить руку.
4.	Люсьен (четыре с половиной месяца) глядит на погремушку с большим желанием, но руку к ней не протягивает. Я кладу погремушку возле ее правой руки. Как только Люсьенн увидела одновременно погремушку и свою руку, она стала подвигать руку к погремушке и, наконец, взяла ее. Я кладу погремушку в сторону. Она поочередно глядит то на руку, то на игрушку и затем начинает перемещать руку. Случайно последняя выходит из поля зрения. Тогда Люсьенн берет одеяло и тянет его ко рту; после этого ее рука движется в сторону. Как только она вновь попадает в поле зрения, Люсьен видит ее и немедленно взглядывает на неподвижную погремушку. Потом она смотрит попеременно то на руку, то на погремушку, после чего рука приближается к погремушке и схватывает ее.  
Задача 2. Какая форма общения ребенка со взрослым описана в приведенных ситуациях? Проследите основные ступени становления комплекса оживления. Покажите зависимость поведения ребенка от задач его общения со взрослым. Выделите: 1) мотив обращения ребенка к взрослому (что нужно ребенку от взрослого); 2) средства общения, используемые ребенком.
1.	Митя (17 дней) сегодня по крайней мере два раза задерживал свой взгляд на мне. Сосредоточение было несколько секунд, в это время глаза малыша были обращены ко мне.
(23 дня) Очень чуток к различным звукам, особенно к голосу. Когда начинаешь говорить, глядя на Митю, он весь замирает и смотрит на меня. Когда недоволен, то от одного звука моего голоса прекращает хныкать и даже плакать. Теперь уже подолгу смотрит на меня, при этом весь замирает.
(1 мес.) Во время гуляния издает короткие звуки типа «ы-ы» с закрытым ртом, размахивая ручками и суча ножками. Когда смотрит на меня, изменяется выражение лица: Митя весь как бы устремляется ко мне, личико его «светлеет», словно он вот-вот улыбнется.
(1 мес. 10 дней) Сегодня у Мити впервые появилась вполне достоверная улыбка, правда, очень неуверенная, робкая и мимолетная.
(2 мес.) Начинает проявлять инициативу: лежит у меня на руках и говорит «агу». Вчера перед сном спокойно лежал и вдруг – «агу-агу-агу», очень четко и серьезно. Заметны «ответы» Мити на чтение детских стихов и потешек, а особенно на пение: внимателен, улыбается, шевелит губками и «агукает». Издает звуки не только когда я пою, но и при прослушивании пластинок. Митя «агукает» и тогда, когда я или папа читаем Ване (старший сын) книги, а Митя лежит рядом.
2.	До середины второго месяца жизни Жаклин пользовалась своим голосом только, чтобы плакать, и иногда испускала настойчивые крики, выражавшие желание и гнев, когда голод становился настойчивым. В возрасте около месяца крики перестали просто выражать голод или физический дискомфорт и стали немного дифференцироваться. Например, крики прекращаются, когда ребенка вынимают из колыбели, но возобновляются с новой силой, когда его на минутку кладут, перед тем как кормить. Если прервать кормление, можно услышать настоящие крики ярости.
3.	Валя (6 мес.) лежит в кроватке. Никто с ней не разговаривает. Она начинает злиться: кричит, плачет, выгибает тельце «мостиком», быстро переворачивается со спины на бок и обратно. К ней подходит папа. Валя моментально перестает злиться. На лице появляется улыбка, она смотрит ему прямо в глаза, что-то «говорит». Папа берет ее на руки. Она тут же отводит свой взгляд от него, начинает вертеть головой в разные стороны и переводить взгляд с одного предмета на другой.
4.	Играю с Адиком (11 мес.). Он сидит на стульчике. Я бросаю о землю большой и маленький мячи. Адик протягивает ручонки. Даю ему мячи. Он бросает их также на землю. Перестаю играть. Сердится и кричит.
5.	Валя (11 мес.) любит выполнять просьбы взрослых. Когда просишь ее «дай …», она улыбается, хохочет и радостно кладет в протянутую руку предмет. Но вот я прошу ее дать мне связку ключей, которую она взяла каким-то образом (эта связка для нее – желанная игрушка). Валя с радостью положила связку на мою ладонь, но в тот же момент начала плакать и взяла ключи обратно. Вновь прошу: «Дай ключи». Валя осторожно кладет связку на мою ладонь, но не выпускает ее из рук, и тут же берет ключи обратно.   
Задача 3. Выделите особенности мыслительных действий у младенцев в следующих ситуациях.
1.	На столе лежит пустышка, к ней привязана веревочка, конец которой находится у края стола. Саша смотрит на соску, потом на веревку, тянет руку к веревочке, берет ее. Как только соска подвигается, Саша берет ее другой рукой и тут же тянет в рот.
2.	Я кладу свои часы на большую красную подушку и помещаю ее прямо перед ребенком. Лоран пробует прямо взять часы, но это ему не удается, он хватает подушку и тащит ее к себе, как он это делал и раньше. Но потом, вместо того, чтобы оставить, как прежде подушку сразу же в покое и снова попытаться взять интересующий его предмет, он вдруг начинает с явным интересом двигать подушку, глядя при этом на часы. Таким образом ему легко удается схватить часы.
3.	Митя (6 мес.) пытается достать неваляшку, которая стоит так, что между ним и игрушкой – ножка от гладильной доски. Митя пытается достать неваляшку кратчайшим путем, но у него это не получается – мешает ножка. Протянуть руку немного сбоку вниз Митя пока еще не догадывается.
4.	Жаклин (7 мес.) пробует взять целлулойдную утку, лежащую поверх одеяла. Она уже почти схватила ее, но сильно задвигалась, и утка медленно соскользнула с одеяла позади нее. Она упала совсем рядом с ее рукой, но была прикрыта складкой простыни. Жаклин глазами проследила движение утки, она даже повторила его своей вытянутой ручкой. Но как только утка скрылась с ее глаз, все кончилось! Ей не пришло в голову поискать за складкой простыни, что было бы очень легко сделать (она механически мяла ее в руках, не совершая никаких поисковых движений).  
Практическое задание.
На основе наблюдений и опыта общения с детьми младенческого возраста составьте небольшой словарь псевдослов.