Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

ГлавнаяПсихологияВозрастная психология
ДисциплинаВозрастная психология
ВУЗОГПУ

Содержание

Задача 1. Проанализируйте следующие ответы детей. Определите, чем они различаются. Какие мотивы являются преобладающими для каждого ребенка? Что можно сказать об уровне мотивационной готовности детей к обучению в школе?
Детям 6 – 7 лет были предложены  неоконченные предложения, которые они должны были завершить первым пришедшим им в голову выражением (методика Ж.Ньюттена):
А. Оксана С.: «Я стараюсь помогать взрослым. Я была бы рада …, чтобы скорей были выходные. Я уверена …, что поеду летом к бабушке. Когда я вырасту …, я буду работать на заводе, как мама. Я хочу … рисовать».
Б. Лена Г.: «Я стараюсь …все делать. Я была бы рада …, чтобы хорошо читала. Я надеюсь …, что буду маме помогать. Я уверена …, что буду знать много интересного. Когда я вырасту …, я думаю, что буду воспитателем. Я мечтаю … пойти в школу».
В. Сережа Н.: «Я стараюсь … быть послушным. Я был бы рад …, чтобы научился всему. Я надеюсь …, что я буду много знать. Когда я вырасту …, я думаю, что я буду солдатом. Я мечтаю … быть солдатом».
Г. Люда Н.: «Я стараюсь … все делать на занятиях. Я была бы рада …, чтобы пошла в школу. Я надеюсь …, что я буду хорошей. Я уверена …, что буду учиться на «4» и «5». Когда я вырасту …, я буду поваром. Я мечтаю … скорее пойти в школу. Я хочу … много знать».  
Задача 2. Как можно объяснить ниже приведенные результаты исследования? Какое психологическое новообразование не сформировано у детей?
Детям 6 – 7 лет читали несколько раз такой текст: «Жили были три поросенка – Хрюша, Пятачок и Бублик. Хрюша был толще Пятачка, а Пятачок был толще Бублика». После того, как дети дословно повторяли этот текст, им задавали вопросы: «Кто из поросят был самый толстый? А кто – самый худенький?» (методика Ю.З.Гинзбурга). Некоторые дети отвечали на эти вопросы так: «Самый толстый – Пятачок, а самый худенький – Бублик».
Задача 3.  Назовите психологические качества, которые помогают ребенку подробно описывать свои действия. Какое значение имеют эти качества для формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению?
А. Мама просит Валю достать из холодильника банку со сметаной. Валя открывает холодильник: «Ой, а тут большая кастрюля…». Через некоторое время приносит банку. «А как же ты ее достала?» - «Я взяла кастрюлю, поставила ее на стул, потом взяла банку и тоже поставила ее на стул, кастрюлю поставила на место и закрыла холодильник».
Б. Валя взяла книгу на английском языке, смотрит в нее и что-то пишет на листке. Я спрашиваю: «Что ты делаешь?» - «Я учусь писать английские слова». Принесла показать мне, что она написала. Это были слова «CAT» и «HOUSE». Валя продолжает свое занятие: «Сначала буква С (пишет), потом буква А (пишет). Я эту написала, эту написала, вот эта осталась, теперь эту пишу, это Т (пишет). Все написала. Теперь другое слово. Буква Н (пишет), потом буква О (пишет). Эту написала, и эту написала, теперь вот такая (пишет И). Написала Н, написала О, написала И. Дальше крючок (пишет S). Все написала, только Е осталось (пишет). Проверю: раз, два, три, четыре, пять букв тут, и у меня: раз, два, три, четыре, пять. Все!».
В. Кирилл: «Я когда считаю, то часто мне приходится думать. Вот четыре прибавить три, ты сказала, я считаю: один, два, три, четыре (делает ударение на «четыре»), потом: пять, шесть, семь. Правильно? Семь!
-	Не поняла, все-таки, как ты считаешь?
Кирилл: «Ну вот. Слушай: один, два, три, четыре. Поняла? А теперь говорю дальше и знаю, что должен сказать еще три слова: пять, шесть, семь. Вот и прибавилось три! Это я сам придумал так считать. Я хитренький, да?
Но я не всегда думаю. Вот, например, два прибавить два – это я не думаю. Это я знаю давно, когда мне еще и пяти не было. Еще я знаю, три и три – шесть. Это я тоже не думаю. Это я знаю.
А еще я по-другому умею считать. Когда ты сказала: четыре и два, я не думал и не знал. Мне приснилось, нет, привиделось: четыре и два и сразу шесть. Поняла? Сразу четыре, а в стороночке – два и все сразу – шесть. Вот видишь, какой я хитренький!»
Практическое задание.
Изучите уровень произвольной регуляции поведения и речевого общения у ребенка 6-7 летнего возраста с помощью методики Л.Красильниковой «Да и нет» (10, с.109 – 112).