Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Основы взаимодействия в образовательном пространстве

ГлавнаяПсихологияСоциальная психология
ДисциплинаСоциальная психология
ВУЗРГППУ

Содержание

План анализа педагогических ситуаций
1)	проанализируйте педагогическую ситуацию;
2)	опишите реальных и потенциальных участников ситуации, которые могли бы проявить себя в разрешении предложенной проблемы;
3)	спрогнозируйте, какое поведение, направленное на разрешение проблемы, мог бы продемонстрировать каждый из реально присутствующих или скрытых участников описанной ситуации;
4)	опишите возможные варианты решения данной ситуации в условиях образовательного учреждения с привлечением учащихся, педагога, практического психолога, родителей или администрации.
Вариант 1.
1. Ситуация. 11 класс. Учителю не нравится, как ученик сидит на уроке: мальчик сидит вразвалку, ноги вытянуты из-под парты. Учитель делает замечание, просит ученика сесть ровно. Ученик игнорирует учителя, остается в том же положении. На следующее замечание мальчик отвечает, что сидит нормально – назревает конфликт. Остальные ученики уговаривают его не спорить и сесть хорошо. Далее преподаватель начинает выговаривать ему то, что он в принципе невоспитанный, грубый, упрямый парень.
2. Ситуация. 10 класс. Учитель входит в класс, начинает урок. В классе продолжается шум, каждый занимается своим делом, никто не обращает внимания на преподавателя. Учитель задает упражнение по учебнику и дает на выполнение 10 минут. Кто начинает делать задание, кто продолжает болтать с соседом. Со стороны учителя – никаких действий, замечаний. Когда начинают проверять упражнение, учитель спрашивает только тех, кто готов (готово человек 5 из 12). Так делают и другие задания. В результате работает несколько человек, остальные болтают. Учителю никак не удается организовать работу класса. Тогда она предлагает ребятам поиграть в игру. Все встают, но некоторые отходят в стороны, отказываясь играть. Звенит звонок.
3. Ситуация. 9 класс. Ученик отвечает урок. Материал он знает, но не может его подать; веселит своим ответом остальную группу и учителя. Мальчик доволен собой и продолжает в том же духе. Когда ему ставят «4», он не понимает за что: он отвечал, учительница ему улыбалась, – значит, ей нравился ответ. На его недоумение учитель отвечает, что он допустил много ошибок. Ребята заступились за него и попросили поставить «5», но учитель остался при своем мнении. Ребенок обиделся.
Вариант 2.
1. Ситуация. 1 класс. После уроков к учительнице робко подходит первоклассник и, страшно смущаясь, просит: Наталья Викторовна, дайте мне, пожалуйста, телефон Маши Ереминой. Дима, а зачем тебе? Опустив глаза, мальчик признаётся, что ему очень нравится одноклассница, а поговорить с ней в школе он не решается. Может, по телефону получится? Как поступить?
2. Ситуация. Алексей, восьмиклассник, связавшись с дворовой компанией парней старше себя, оказался участником группового нападения и избиения прохожего. Ребята находились в нетрезвом состоянии. Учитывая несовершеннолетие Алексея и его состояние здоровья (болезнь сердца), а также то обстоятельство, что он не проявлял при драке активности, а лишь присутствовал при этом, школе предоставлялась возможность взять его на поруки. Для этого необходимо было положительное решение педагогического совета школы. При отрицательном решении мальчика ждал суд и лишение свободы.
После бурного обсуждения педсовет большинством всего в два голоса все же принял решение — взять Алексея на поруки и разрешить посещать школу.
На завтра он впервые в жизни принял участие в дежурстве по школе и, надев повязку, добросовестно стоял на переходе у лестницы и следил за порядком.
В это время Валентина Ивановна провожала свой второй класс в гардероб. Проходя мимо Алексея, она сказала малышам громко:
— Дети, посмотрите — это тот самый хулиган (и она показала на Алексея, взяв его за рукав), которого вчера чуть не выгнали из школы. Помните, я вам утром рассказывала о нем.
В доли секунды Алексей сорвался с места и, бросив на ходу повязку дежурного, с искаженным лицом выбежал из школы.
3. Ситуация. В одном из упражнений учитель случайно допустил ошибку и исправил верный ответ одного из учеников. Ученик не стал спорить, но его соседка по парте заядлая отличница, вмешалась и сказала, что у нее такой, же ответ. Учитель разволновался и строго приказал еще раз продумать ответ на упражнение. Сам же быстро перешел к изучению новой темы, надеясь на то, что ученики об этом забудут. К тому времени еще несколько учеников закончили упражнение и у них оказались такие же ответы, как и у одноклассников, но учитель продолжал объяснение нового материала. Ребята начали переговариваться и совершенно не слушали учителя. Учащимся было не  понятно, почему учитель не реагирует на них, ведь они полностью убеждены в правильности своих ответов. В результате в классе царила обстановка полного хаоса и учитель не мог объяснять новый материал.
Вариант 3. 
1. Ситуация. Ребята пришли на шестой урок биологии в возбужденном состоянии, потому что пятым уроком была физическая культура, на которой они были очень активными и заряд бодрости сохранился до сих пор. Прозвенел звонок, учащиеся не как не хотели успокаиваться и все бурно что-то обсуждали, смеялись, никто  не реагировал на замечания учителя, который пытался их успокоить. Так продолжалось минут 5-7. Ребята, то успокаивались, то начинали снова. Учитель пытался спросить домашнее задание, но слышал в ответ только не понятные выкрики и не связанную речь. После чего, поняв, что ничего от них не добьется, начал излагать новый материал. Тут ребята совсем перестали реагировать на учителя, вставали с места, свободно двигались по классу, кто–то слушал плеер. Вести урок стало совсем не возможно.
2. Ситуация. После контрольной работы на уроке математики, учащиеся пришли на четвертый урок по биологии. На уроке планировалось выполнение лабораторной работы «Морфологические критерии вида». При выполнении лабораторной работы одна из учениц стала возмущаться, сказав, что ей это в жизни не пригодиться и выполнять лабораторную работу не видит смысла.
3. Ситуация. Биология в расписании стоит четвертым уроком, т.е. после большой перемены, когда учащиеся идут обедать в столовую, многие учащиеся опаздывают на урок. Пока они, входят в класс по очереди, шумно устраиваясь за парты, класс очень оживляется. Тем самым учащиеся отвлекают своих одноклассников и учителя от изучения нового материала.
Вариант 4.
1. Ситуация. При проведении урока в форме игры, учащимся необходимо было разделиться на несколько команд. Одна ученица стала выражать недовольство, сказав, что она не будет пересаживаться за другую парту и играть со своими одноклассниками. Объясняя это тем, что она  поссорилась с ними на перемене. 
Что делать учителю в  сложившейся ситуации? Какой альтернативный вариант решения проблемы может предложить учитель?
2. Ситуация. Звонок на урок. Учитель физики входит в класс и наблюдает следующую картину: по классу летает воробей, ученики стараются его поймать...
Учитель, успокаивая ребят, обратился к воробью: "Ну что, бедняга, испугался? Есть, наверное, хочешь? А тебя никто не накормил?" И, обращаясь к классу, попросил: "Что же вы, хозяева, так к гостю относитесь? Покормить бы надо". Нашлись хлеб и вода. Ребята успокоились, воробей тоже. Изредка, правда, он совершал перелеты по классу. Но урок шел как обычно. Зато следующий урок был сорван. Учитель, зайдя в класс, стал требовать признания в том, кто пустил птицу в кабинет, возмущаться поведением учеников, кричать, что они сорвали ему урок. В результате учитель покинул в возмущении класс. Урок действительно был сорван.
3. Ситуация. Учительница биологии пришла на урок в 10 класс. Подготовленный плакат висел на доске вверх ногами. Все ждали реакции учителя...
Учительница начала объяснять урок по перевернутому плакату. Конечно, ученикам было непонятно. После объяснения они попросили перевесить плакат. Она ответила, что ей все равно, как объяснять урок, а если ученикам непонятно, то в следующий раз нужно быть внимательнее дежурным, которые вешали это наглядное пособие.
Вариант 5.
1. Ситуация. Ученик 10 класса на перемене слил спирт из спиртовки и выпил его...
Учительница химии, придя на урок и оценив ситуацию, не стала кричать и ругаться, а просто сказала, что в спирт было добавлено ядовитое вещество, от которого человек может скончаться. Ученик, выпивший спирт, сознался.
2. Ситуация. Ученик Н. систематически не выполнял домашние задания. При выставлении неудовлетворительных оценок в дневник он заявлял: "Ну и ставьте!" Как-то раз при очередном опросе ученик опять ответил плохо. Учитель предложил ученику открыть дневник и сказал: "Поставь сам себе оценку за ответ". Ученик был доволен. Учащиеся оживились. Стали подсказывать, что ставить. Наконец, после долгого размышления, ученик поставил себе сам в дневник оценку "2". Учитель расписался в дневнике, а рядом дописал: "5 - за честность". Конфликт был улажен, отношения между учителем и этим учеником стали более человечными и доверительными.
3. Ситуация. Ребята решили сорвать урок молодой учительницы. При этом они договорились на уроке хрюкать. Когда педагог вошла в класс, раздались соответствующие звуки...
Тогда она обратилась к лидеру класса: "Вот хорошо, Витя, я вас как раз на ферму собралась повести на экскурсию. Будешь переводчиком? Поможешь в общении с животными?" Все засмеялись. Урок прошел как никогда живо и весело.