Статистика государственных финансов
Правила переоформления студенческих работ
Требования к оформлению студенческих работ

Эвтрофирование

ГлавнаяБезопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды. ЭкологияЭкология и рациональное природопользование
ДисциплинаЭкология и рациональное природопользование
ВУЗНИТПУ

Содержание

1. Определение экологии. Предмет её изучения.
2. Функциональные различия и задачи теоретической и прикладной экологии.
3. Этапы исторического развития экологии. Роль отечественных ученых в ее становлении и развитии.
4. Почему необходимы каждому члену общества экологические культура и образование?
5. Биогеоценоз и экосистема – определения, сходство и различия, общество и биоценоз – определения, сходство и различия.
6. Определение экологического фактора. Основные абиотические факторы.
7. Определение экологического фактора. Основные виды биотических факторов (биотических взаимодействий). Примеры
8. Закон Либиха.
9. Определение толерантности. Правило лимитирующего фактора (закон Шелфорда). Правило взаимодействия факторов.
10. Какое значение имеют гомеостатичность и адаптация при взаимодействии организмов с окружающей средой?
11. Определение сукцессии. Причины ее возникновения. Виды сукцессии. Примеры.
12. Первичная и вторичная сукцессии. Эвтрофирование.
13. Пищевые взаимоотношения организмов и трофическая структура экосистемы.
14. Продуктивность экосистемы. Уровни продуцирования.
15. Поток энергии и круговорот веществ в экосистеме.
16. Определение трофической (пищевой) цепи, сети. Приведите пример пищевой цепи и укажите в ней продуценты, консументы, редуценты, автотрофы и гетеротрофы.
17. Классификация организмов по характеру источника питания в биотических сообществах. Изобразите трофическую структуру
экосистемы.
18. Изобразите трофическую структуру экосистем, используя экологические пирамиды численности, биомассы, продукции (энергии).
19. Что понимается под биоразнообразием? Почему видовое разнообразие является основой биологического разнообразия в живой природе?
20. Определение экотона. Каковы причины краевого эффекта ("эффекта опушки")?
21. Как отражается биоразнообразие в пространственной структуре биоценоза?
22. Определение экологической ниши. В чем причина конкурентной борьбы за экологическую нишу?
23. Определение экологической ниши. Как вы понимаете термин "экологическая ниша человека"?
24. Отрицательные и положительные взаимодействия между видами.
25. Что понимал В.И Вернадский под живым веществом? Основные функции живого вещества.
26. Определение биосферы. Основные свойства биосферы.
27. Из каких частей состоит биогеохимический круговорот веществ?
28 Техносфера и ноосфера. Каким образом эти термины характеризуют состояние и развитие биосферы?
29. Лось является самым крупным представителем вида оленей. Он живет в лесных экосистемах, питается порослью лиственных деревьев и высокотравьем. В начале XX столетия численность лосей в Европе сильно сократилась. Однако в 20-е и особенно в 40-е гг. она начала восстанавливаться. Какие меры были для этого предприняты? Какие пищевые связи сыграли роль в восстановлении вида? Почему в настоящее время разрешена умеренная охота на лося?
30. Какие типы биотических связен возникают в биогеоценозе между следующим парами видов: белка и дятел, дождевой червь и дуб. заяц-
беляк и лисица? Ответ аргументируйте.
31. Встреча хищника и жертвы часто оказывается для жертвы роковой. Однако известно много случаев, когда уничтожение видов-
хищников приводило к резкому снижению численности видов-жертв. Почему это происходит? Ответ аргументируйте.
32. Используя приведенные ниже данные, начертите график областей выживания и оптимума бабочки яблонной плодожорки, которая является опасным вредителем садов. На горизонтальной оси отложите значения влажности воздуха (в %), на вертикальной – температуры (в °С). Полная гибель куколок яблоневой плодожорки наступает в условиях, когда возникают следующие сочетания влажности и температуры: 10 °С и 100 %; 4 °С и 80 %, 15 °С и 40 %, 28°С и 15 %, 36 °С и 55 %, 37 °С и 100 %. Менее 10 % куколок погибает при возникновении сочетаний: 20 °С и 85 %, 22 °С и 95 %, 27 °С и 55 %, 26 °С и 55 %, 22 °С и 70 %. Соедините замкнутой кривой точки соответствующие каждому уровню выживания. Рассмотрите полученный график. Какова опасность размножения этого вредителя в районах с летними температурами 18-25 °С и влажностью 70—90 %, В районах с летними температурами 20-35 °С и влажностью воздуха 20-35 %?
33. Микроскопические мучные клещи могут в огромных количествах размножаться в зернохранилищах и приводить зерно в полную негодность. При оптимальной температуре +20-22 °С развитие яйца происходит в течение 3-4 дней, при +10 °С — до полутора месяцев. Температуру выше +45...50 °С клещи не переносят. Они погибают при влажности зерна 10-12 % из-за сухости и при влажности выше 70 % — из-за развития плесневых грибков. Предложите способ, как избавиться от клетей и сохранить зерно, не применяя ядохимикаты.
34. Сравните возрастную структуру популяций трески в Баренцевом море по данным, полученным в ходе анализа вылова рыб
в конце 50-х и конце 80-х гг. Сделайте вывод о состоянии популяции в эти периоды.
35. На одном из участков полевицы тонкой (кормового злака) растения распределялись по возрастному состоянию следующим образом: проростки – 73, молодые – 9, взрослые плодоносящие – 16, старые – 2 единицы. Через четыре года возрастной состав полевицы на этом участке был соответственно 0, 3, 30, 60. Как изменилась популяция полевицы тонкой за этот период? Что можно сказать о длительности жизни этого растения?
36. Начертите возрастную пирамиду популяции зяблика, используя следующие данные. В период от весеннего прилета до появления птенцов около 50 % популяции зябликов составляют годовалые птицы, впервые начинающие размножение, 22 % – двухлетние птицы, 12 % – трехлетние, 8 % – четырехлетние, 4 % – пятилетние. На каждую тысячу птиц насчитывается только 8 особей старше 7 лет. Как изменится возрастная пирамида популяции после выведения птенцов? Учтите, что чаще всего в кладке у зябликов 5 яиц, а смертность птенцов до вылета составляет около 40 %.
37. В одном из степных заповедников на площади в 250 га насчитывалось 370 особей сурков-байбаков, распределявшихся по возрасту следующим образом: новорожденных – 118, годовалых – 49. двухлетних – 50. трехлетних и старше – 153. Через два года на участке уже насчитывалось 448 особей. Распределение по возрасту стало таким: новорожденных – 122, годовалых – 83, двухлетних – 78, остальные особи – старше. Изменилась ли возрастная структура популяции?
38. В нижнем течении реки Пены самки осетра начинают размножаться в возрасте 12-14 лет при средней длине тела 70 см. Наиболее старые особи доживают до 50 лет, вес их составляет около 13 кг. На реке Алдан самки осетра начинают метать икру в 10-12 лет при средней длине тела 58 см. Самым старым особям не более 21 года. Промысловая мера, т. е. минимальный размер особей, разрешенных к отлову, составляет 62 см. Что произойдет с алданской и ленской популяциями осетра, если в результате интенсивной добычи будут вылавливаться все особи, размер которых превышает промысловую меру?
39. Демографические характеристики популяций.
40. Практическое значение изучения популяций.
41. Сокращение пахотных угодий. Проблема голода.
42. Почему человек стал строить свою собственную экосистему?
43. В чем особенности адаптационных процессов в искусственной городской среде?
44. Какими факторами ограничен рост человеческой популяции?
45. Почему в динамике роста человеческой популяции преобладает экспоненциальная зависимость? Дайте характеристику демографических пирамид.
46. Чем отличаются агроэкосистемы от природных экосистем?
47. Методы очистки отходящих газов предприятий от пыли.
48. Изобразите схематично круговорот фосфора в природе.
49. Изобразите схематично круговорот азота в природе.
50. Изобразите схематично круговорот углерода в природе.
51. Изобразите схематично круговорот воды в природе.
52. Что означают следующие термины: "охрана природы", "охрана окружающей (человека) среды", "охрана окружающей природной среды"?
53. Абсорбционный метод очистки отходящих газов предприятий.
54. Нормативы качества окружающей среды: санитарно-гигиенические, экологические, производственно-хозяйственные и временные.
55. Почему считают, что в сельской местности условия жизни для здоровья человека, как правило, более благоприятные, чем в крупных городах?
56. Можно ли создать благоприятную среду для человека в крупных городах? Поясните.
57. Используя знания о системе мероприятий, поддерживающих качество окружающей среды, составьте план экологически чистого
города.
58. Может ли решить проблему загрязнения окружающей природной среды создание самых совершенных очистных сооружений? Обоснуйте свою точку зрения.
59. Оцените роль малоотходных и безотходных технологий в решении проблемы защиты окружающей среды от загрязнения.
60. Определение понятия "загрязнение". Виды загрязнений.
61. Какие последствия для здоровья и благополучия человека может вызвать загрязнение окружающей среды?
62. Составьте пищевую цепь, по которой химические вещества (пестициды, ядохимикаты) могут попасть в организм человека.
63. Укажите виды, объекты и масштабы загрязнений окружающей среды.
64. Какие загрязняющие вещества представляют наибольшую опасность для человеческой популяции и природных биотических сообществ?
65. Основные источники антропогенного шума. При какой силе звука уровень шума считается для человека недопустимым?
66. В чем заключается опасность воздействия на человека и биосферу электромагнитных полей и излучений. Приведите примеры.
67. Основные виды вмешательства человека в экологические процессы.
68. Адсорбционный метод очистки отходящих газов предприятий.
69. Каталитический метод очистки отходящих газов предприятий.
70. Процеживание как метод очистки промышленных сточных вод.
71. Отстаивание как метод очистки промышленных сточных вод.
72. Предложите возможные мероприятия, позволяющие уменьшить загрязнения окружающей среды.
73. Атмосфера. Определение и составные части.
74. Химический состав атмосферы. Процессы, протекающие в атмосфере: циркуляция воздушных потоков, самоочищение, первичное и вторичное загрязнения атмосферы.
75. Фильтрация как метод очистки промышленных сточных вод.
76. ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Единица измерения. Классы опасности загрязняющих веществ.
77. Коагуляция и флокуляция как методы очистки промышленных сточных вод.
78. Сущность эффекта суммации. Классы опасности загрязняющих веществ.
79. Оцените качество воздуха, если известно, что в воздухе одновременно присутствуют пары фенола концентрацией 0,0018 мг/м3 и ацетона концентрацией 0,165 мг/м3.