Инструменты денежно-кредитной политики

Цели денежно-кредитной политики государства (макроэкономические цели): обеспечение стабильности цен, эффективной занятости населения и рост реального объема ВНП.

Задачи денежно-кредитной политики: достижение поставленных экономической политикой государства макроэкономических целей.

Банк России:

Инструменты денежно-кредитной политики Банка России
  1. Депозитные операции.
  2. Нормативы обязательных резервов (резервные требования).
  3. Рефинансирование (кредитование) кредитных организаций.

Меры денежной политики

Нормативы обязательных резервов

Механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский (денежный) мультипликатор: Законодательная и нормативная база по обязательным резервам

Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает со дня получения лицензии на осуществление банковских операций. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

Этот инструмент монетарной политики является наиболее долгим по времени, но достаточно сильнодействующим, поскольку затрагивает основы банковской системы и движения денежной массы. Самое незначительное изменение нормы обязательных резервов вызывает сильные изменения в объеме банковских депозитов и всей денежной политики.

В современных условиях обязательные резервы выполняют обычно функцию страхования банковских депозитов и всей системы расширения банковского капитала. Банки хранят не только обязательные, но и избыточные резервы для целей поддержания необходимого уровня ликвидности. С помощью резервных требований Центральный банк регулирует не только объем денежной массы, но и процесс осуществления межбанковских расчетов. Норму обязательного резервирования следует рассматривать как инструмент наиболее долговременного действия.

Их влияние на ситуацию на денежном рынке обычно дополняет рост ставки рефинансирования. Под влиянием роста процентной ставки снижается уровень избыточных резервов. Изменение нормы обязательного резервирования используется довольно редко.

Наименование

Размер

Нормативный акт

По обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте

4,25%

Указание Банка России от 12 февраля 2013 года № 2970-У "Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России"
("Вестник Банка России" от 20 февраля 2013 г. № 7 (1403)

По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте

4,25%

По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте

4,25%

Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных организаций, небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций)

0,7

Указание Банка России от 18 ноября 2013 года № 3116-У "Об установлении коэффициента усреднения" ("Вестник Банка России" от 28.11.2013 № 68 (1464);

Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций)

1

Указание Банка России от 17 сентября 2008 года № 2295-У "Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России"
("Вестник Банка России" от 21 сентября 2009 г. года № 55 (1146);

Корректировочный коэффициент

0,2

Указание Банка России от 17 сентября 2009 года № ОД-620 "О корректировочном коэффициенте"
("Вестник Банка России" от 21 сентября 2009 г. № 55 (1146)

Коэффициент усреднения для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций

1,0

Указание Банка России от 28 октября 2011 года № 2722-У "Об установлении коэффициента усреднения для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций"
("Вестник Банка России" от 02.11.2011 № 59 (1302))

Источник.

Политика учетной ставки (ставки рефинансирования)

Ставка рефинансирования - это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка - это процент или дисконт, по которому Центральный банк учитывает (покупает) банковские векселя, что равнозначно кредитованию коммерческих банков. Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк.|Эффект от уменьшения ставки рефинансирования. Эффект от увеличения ставки рефинансирования.

Влияние изменения ставки рефинансирования на инфляцию. При условии большой безработицы (т.е. загружены не все производственные мощности) снижение ставки рефинансирования приводит к снижению инфляции. В условиях низкой безработицы снижение ставки рефинансирования приведет к всплеску инфляции и оттоку капитала из страны. В конечном счете большую роль играет не ставка рефинансирования, а ставка для конечных заемщиков, т.е. ставки, по которым получают кредиты предприятия.

Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке, а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег. Она проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке. В качестве примера можно привести действия ЦБ РФ в периоды кризиса (2008 год и 2014 год), когда регулятор повышал ключевую ставку, а затем плавно снижал ее.

Влияние изменения ставки рефинансирования на валютный курс. ЦБ может регулировать курс национальной валюты, изменяя ставку рефинансирования. Если курс национальной валюты резко снижается, регулятор увеличивает ставку рефинансирования, делая таким образом невыгодным взятие кредитов для валютных спекуляций на валютной бирже. Например, 3 марта 2014 при обвале курса рубля, руководство Банка России приняло решение о временном повышении ключевой ставки с 5.5% до 7% годовых. В результате принятых мер курс рубля стабилизировался.

Регулирование денежного предложения

  1. Меры государства для уменьшение денежного предложения.
    При продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками правительственных ценных бумаг населению, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке.
  2. Меры государства для увеличения денежного предложения.
    При покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.

Операции на открытом рынке

Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание ресурсов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.|Операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в практике большинства центральных банков. Данные операции могут являться одним из основных инструментов регулирования банковской ликвидности на ежедневной основе (например, в США, Канаде и Австралии), либо использоваться в качестве антикризисного инструмента для осуществления дополнительных вливаний средств в банковский сектор и/или воздействия на более долгосрочные доходности в сегменте государственных и корпоративных облигаций (в частности, Банком Англии, Банком Японии, ФРС США).

В практике Банка России операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности. Основным фактором, снижающим потенциал его использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг. Кроме того, в период формирования профицита банковской ликвидности использование данного инструмента ограничено относительно небольшим размером собственного портфеля ценных бумаг Банка России.

Согласно законодательству Банк России может осуществлять на рынке покупку/продажу как государственных, так и корпоративных долговых бумаг (акций – только в рамках операций РЕПО). При этом покупка государственных ценных бумаг Банком России может осуществляться только на вторичном рынке (в целях ограничения возможностей прямого эмиссионного финансирования бюджета).

В практике Банка России покупка/продажа корпоративных ценных бумаг использовалась только в рамках операций РЕПО, либо при реализации ценных бумаг, полученных в обеспечение по сделкам РЕПО, при ненадлежащем исполнении контрагентами своих обязательств по второй части сделки.

Прямые операции по покупке/продаже государственных ценных бумаг без обязательств обратной продажи/выкупа используются Банком России нерегулярно.

  1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае Центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и иным хозяйственным субъектам, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их "привлекательность" для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит к сокращению банковских резервов. Сокращение банковских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.
  2. Предположим теперь, что на денежном рынке недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения. Тем самым Центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги "непривлекательными" для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликативного эффекта) к увеличению денежного предложения.

Операция РЕПО представляет собой сделку, состоящую из двух частей: продажи и последующей покупки ценных бумаг через определенный срок по заранее установленной цене. Разница между ценой продажи и покупки составляет стоимость заимствований с помощью операции РЕПО. Механизм операций РЕПО подразумевает, что на срок предоставления денежных средств ценные бумаги, выступающие в качестве обеспечения, переходят в собственность к кредитору, что снижает кредитный риск по данному виду операций и упрощает разрешение ситуаций при неисполнении обязательств заемщиком.
В настоящее время операции РЕПО используются Банком России только для предоставления ликвидности коммерческим банкам. По первой части сделок Банк России выступает в качестве покупателя, а его контрагент – кредитная организация – в качестве продавца ценных бумаг, принимаемых в обеспечение. По второй части сделок Банком России производится обратная продажа ценных бумаг кредитной организации по установленной в момент заключения сделки цене. Операции РЕПО с Банком России проводятся на организованных торгах на Фондовой бирже ММВБ и Санкт-Петербургской валютной бирже, а также не на организованных торгах с использованием информационной системы Московской Биржи и информационной системы Bloomberg.
Операции обратного модифицированного РЕПО, предусматривающие продажу Банком России ценных бумаг из установленного перечня с обязательством обратной покупки, применялись Банком России в качестве инструмента абсорбирования банковской ликвидности до 2004 года и в настоящее время не проводятся.

Пример. В начале 2014 года курс рубля стал стремительно падать. В связи с ростом инфляционных опасений такая ситуация перестала устраивать Банк России. Денежный регулятор прекратил однодневные операции РЕПО с банками, которые ранее использовали вырученные средства для спекуляции на валютном рынке, а также снизил предложения по семидневным операциям РЕПО, проводимым по вторникам. Как результат, коммерческие банки начали фиксировать прибыль по валютным позициям для восполнения провалов в ликвидности, рубль начал укрепляться.

Операции с облигациями Банка России

Выпуск центральными банками собственных краткосрочных облигаций достаточно широко распространён в мировой практике проведения денежно-кредитной политики. Особенно активно данные операции используются в странах с развивающимися финансовыми рынками, для которых характерен систематический профицит ликвидности банковского сектора. Собственные облигации, в частности, выпускают центральные банки Южной Кореи, Израиля, Бразилии, Чили, Южно-Африканской Республики.

Размещение облигаций центрального банка используется для стерилизации ликвидности, как правило, на сроки от нескольких месяцев до 1 года, однако возможно использование и более долгосрочных бумаг (со сроками до 3-5 лет). Операции с облигациями центрального банка являются достаточно гибким инструментом регулирования банковской ликвидности, так как кредитная организация, являющаяся их держателем, при необходимости может использовать их в качестве обеспечения по операциям межбанковского кредитования и/или привлечения рефинансирования со стороны центрального банка. Кроме того, кредитная организация также может реализовать данные бумаги на вторичном рынке, либо, если это предусмотрено, продать их центральному банку.

Банк России осуществляет выпуск собственных облигаций (облигаций Банка России – ОБР) на регулярной основе в целях регулирования ликвидности банковского сектора.

В периоды формирования устойчивого профицита банковской ликвидности операции с ОБР являются одним из рыночных инструментом стерилизации ликвидности (к данному типу операций также относятся депозитные аукционы). Удобством использования операций с ОБР для кредитных организаций является возможность досрочной реализации ценных бумаг на вторичном рынке, а также возможность их использования в качестве обеспечения как по сделкам межбанковского кредитования, так и по операциям предоставления ликвидности Банка России. ОБР включены в Ломбардный список Банка России и принимаются в качестве обеспечения по кредитам Банка России, обеспеченным залогом (блокировкой) ценных бумаг, и операциям прямого РЕПО Банка России.

ОБР выпускаются в форме бескупонных дисконтных облигаций, что предусматривает продажу облигаций держателям по цене, меньшей номинала, с последующим погашением облигаций по номинальной стоимости при отсутствии купонных платежей держателям в период обращения выпуска. Право на выпуск Банком России собственных облигаций в целях реализации денежно-кредитной политики устанавливается ст. 44 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Эмиссия ОБР осуществляется в соответствии со ст. 27.5-1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Положением Банка России от 29.03.2006 № 284-П "О порядке эмиссии облигаций Банка России".

Рефинансирование (кредитование) кредитных организаций

Законодательная и нормативная база|Виды кредитов Банка России

В операционном плане сделка "валютный своп" (foreign exchange swap) представляет собой операцию по обмену между двумя сторонами средств в двух различных валютах по курсу, согласованному при заключении сделки (первая часть сделки "валютный своп") с обязательством совершения в установленный срок обратной операции (вторая часть сделки "валютный своп") также по согласованному при заключении сделки курсу, который, как правило, отличается от курса первой части сделки "валютный своп".

Банк России заключает сделки "валютный своп" на условиях "овернайт": осуществляет покупку у кредитной организации, предъявляющей спрос на ликвидность, иностранной валюты за российские рубли со сроком расчетов "сегодня" по базовому курсу с её последующей продажей со сроком расчетов "завтра" по курсу, равному базовому курсу, увеличенному на своп-разницу.

Депозитные операции

Банк России проводит операции по привлечению депозитов кредитных организаций в целях регулирования ликвидности банковской системы.

Законодательная и нормативная база

Виды депозитных операций:
  1. по фиксированным процентным ставкам;
  2. по процентным ставкам, определенным на аукционной основе (депозитные аукционы).
|Депозитные операции по фиксированным процентным ставкам проводятся ежедневно на стандартных условиях (определены пунктом 4.3 Положения Банка России от 5.11.02 № 203-П "О порядке проведения Центральным банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации" с изменениями).

Депозитные аукционы проводятся еженедельно по четвергам на условиях, установленных Банком России (в соответствии с квартальным графиком проведения депозитных аукционов). Депозитные аукционы проводятся по американскому способу, при этом кредитная организация может подавать на аукцион как конкурентные, так и неконкурентные заявки (возможно также проведение депозитных аукционов по голландскому способу). Максимальная доля неконкурентных заявок для одной кредитной организации в настоящее время установлена Банком России в размере 50%.

С 2014 года Банк России вводит новый инструмент денежно-кредитной политики — депозитные аукционы «тонкой настройки» на срок от одного до шести дней, максимальная ставка по которым может быть на уровне ключевой ставки — 5.5%. Депозитные аукционы «тонкой настройки» предусмотрены для управления ликвидностью на денежном рынке в случаях, когда предложение ликвидности будет существенно превышать спрос на нее. Главная цель введения этого инструмента — снижение волатильности кредитных ставок на рынке межбанковского кредитования.

Для участия в депозитных аукционах банк должен иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня BB-/Ba3 от международных агентств (Fitch, Standard & Poor's, Moody's) и ААА- от НРА, A++- от АКМ и Эксперт РА, A-- от Русрейтинга. Второй критерий - вхождение банка в перечень системно значимых банков, составляемый ЦБ РФ.

В мировой практике крайне редко используется отрицательная депозитная ставка. Снижение ставки в отрицательную зону – антикризисная мера и осуществляется для оживления национальных экономик. В условиях кризиса, при сохранении низкой инфляции и высоких рисков, коммерческие банки предпочитают хранить средства в Центральном банке, вместо того, чтобы кредитовать реальный сектор экономики. Поэтому снижение ставки делает невыгодным размещение денег в ЦБ.
Пример. В июне 2014 года ЕЦБ снизил ставку с 0% до -0.1%.

Меры и инструменты денежно-кредитной политики РФ в 2014 году

Осуществление денежно-кредитной политики в 2014 году происходило в менее благоприятных условиях, чем годом ранее, что связано в первую очередь с ухудшением внешнеэкономической ситуации.|В условиях увеличения внешнеполитической неопределенности, введения санкций в отношении ряда российских компаний и банков, заметного снижения цен на нефть темп прироста ВВП снизился, наблюдалось существенное ослабление рубля, ускорение роста потребительских цен, усиление инфляционных и девальвационных ожиданий и повышение рисков для финансовой стабильности. В целях сдерживания инфляции и обеспечения ее снижения до целевого уровня 4% в среднесрочной перспективе Банк России в рассматриваемый период шесть раз повышал ключевую ставку – в совокупности на 11,5 процентного пункта, до 17% годовых (действует с 16 декабря).

Для усиления действенности денежно-кредитной политики Банк России в 2014 году совершенствовал систему своих инструментов. С 1 февраля 2014 г. Банк России прекратил проведение на ежедневной основе аукционов РЕПО на срок 1 день и ввел операции «тонкой настройки» по предоставлению ликвидности. С 17 февраля 2014 г. система инструментов денежно-кредитной политики была дополнена аналогичными операциями по абсорбированию ликвидности. Операции «тонкой настройки» проводятся в форме аукционов (аукционов РЕПО или депозитных аукционов) на сроки от 1 до 6 дней, при этом единая ставка (минимальная ставка на аукционах РЕПО и максимальная ставка на депозитных аукционах) по данным операциям установлена равной ключевой ставке. Банк России проводит операции «тонкой настройки» нерегулярно, в случае существенного расхождения между спросом на ликвидность и ее предложением.

С 16 декабря 2014 г. было принято решение предоставлять кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами, а также золотом, на срок от 2 до 90 дней по плавающей процентной ставке, установленной на уровне ключевой ставки, увеличенной на 1,75 и 1,50 п.п. соответственно (взамен фиксированной ставки).

Для снижения негативного влияния операций рефинансирования Банка России на срочность пассивов кредитных организаций было принято решение увеличить сроки по некоторым из них. С 30 июня 2014 г. были повышены с 365 до 549 дней максимальные сроки предоставления средств по кредитам по фиксированным ставкам, обеспеченным

нерыночными активами или поручительствами, золотом, а кредиты на срок от 91 до 549 дней стали предоставляться по плавающей процентной ставке, привязанной к ключевой ставке. В ноябре 2014 г. Банк России увеличил с 12 до 18 месяцев максимальный срок

предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами, на аукционах. В декабре 2014 г. был проведен (но признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок) ломбардный кредитный аукцион на срок 36 месяцев с минимальной процентной ставкой предоставления денежных средств, равной ключевой ставке, увеличенной на 0,25 процентного пункта.

Для стимулирования отдельных сегментов кредитного рынка, развитие которых сдерживается структурными факторами, в 2014 году Банк России расширил спектр специализированных программ рефинансирования кредитных организаций. С 25 апреля 2014 г. был введен механизм рефинансирования, в рамках которого кредитные организации могут привлекать от Банка России средства на срок до 3 лет включительно под залог прав требования по кредитам, предоставленным для финансирования инвестиционных проектов, отобранных в соответствии с правилами, утвержденными

Правительством Российской Федерации. В обеспечение принимаются кредиты, исполнение обязательств по которым обеспечено государственными гарантиями Российской Федерации. С 29 мая 2014 г. действие программы было распространено

также на облигации, размещенные в целях финансирования инвестиционных проектов и включенные в Ломбардный список Банка России. 9 декабря 2014 г. Банк России принял решение о создании механизма рефинансирования под залог закладных, выданных в рамках программы «Военная ипотека». Запуск данного механизма рефинансирования должен быть осуществлен в I квартале 2015 года. Одновременно с повышением ключевой ставки 25 июля, 31 октября и 11 декабря 2014 г. Банк России принимал решения об увеличении ставок по специализированным инструментам рефинансирования. Однако при максимальном повышении ключевой ставки на 6,5 п.п. 16 декабря 2014 г. Банк России сохранил на неизменном уровне процентные ставки по всем специализированным инструментам рефинансирования. В результате на конец 2014 г. процентные ставки по кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитам на финансирование инвестиционных проектов, залогом облигаций, размещенных в целях финансирования инвестиционных проектов, а также залогом прав требования по кредитным договорам, обеспеченным договорами страхования ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (инструмент введен в августе 2013 г.), составили 9% годовых; по кредитам под залог закладных, выданных в рамках программы «Военная ипотека», – 10,75% годовых; по кредитам, обеспеченным залогом прав требования по межбанковским кредитным договорам, заключенным ОАО «МСП Банк» в рамках Программы финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства – 6,5% годовых.

В 2014 году в условиях увеличения структурного дефицита ликвидности наблюдался рост спроса на операции рефинансирования со стороны кредитных организаций. За 2014 год валовой кредит Банка России кредитным организациям вырос на 3,48 трлн. руб. и по состоянию на 1 января текущего года составил почти 8,5 трлн. рублей. Объемы операций абсорбирования ликвидности оставались незначительными.

Основным инструментом Банка России по управлению ликвидностью в прошедшем году выступали операции РЕПО на аукционной основе. Задолженность по данным операциям составила 2,7 трлн. руб. по состоянию на конец 2014 г., при этом средняя дневная задолженность увеличилась с 1,9 трлн. руб. в 2013 г. до 2,6 трлн. руб. в 2014 году. Основной объем средств по операциям РЕПО на аукционной основе Банк России по-прежнему предоставлял на срок 1 неделя. В дни существенного превышения спроса на ликвидность над ее предложением Банк России проводил аукционы РЕПО «тонкой настройки». Всего за прошедший год состоялся 31 такой аукцион, при этом средний объем средств, предоставленных в дни проведения аукционов, составил 222,8 млрд. рублей. Спрос на операции РЕПО по фиксированной ставке в январе-октябре 2014 г. был относительно невысоким: средняя дневная задолженность по ним составила 28,8 млрд. рублей. Однако в ноябре-декабре 2014 г. спрос на данные операции был выше, чем в остальные месяцы года, что было обусловлено консервативным подходом Банка России по установлению максимального объема средств на аукционах РЕПО на срок 1 неделя. Средняя дневная задолженность по данному инструменту в ноябре-декабре 2014 г. составила 205,5 млрд. рублей.

В условиях увеличения дефицита ликвидности при ограниченном объеме и неравномерном распределении в банковском секторе рыночных активов, принимаемых в качестве обеспечения Банком России, возрос спрос на операции рефинансирования под залог других видов активов. Наиболее востребованными среди таких операций оставались кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами.

Задолженность по данным операциям составила 4,4 трлн. руб. по состоянию на конец 2014 г., при этом средняя задолженность увеличилась с 0,5 трлн. руб. в 2013 г. до 2,3 трлн. руб. в 2014 году.

В отдельные периоды 2014 г. наблюдался также повышенный спрос на сделки «валютный своп». В частности, эти операции были востребованы во время увеличения дефицита рублевой ликвидности на фоне продажи Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Так, средний объем сделок «валютный своп» (по дням, когда они были заключены) был наибольшим в марте 2014 г. – 274,4 млрд. рублей. В декабре 2014 г. Банк России был вынужден ограничить предоставление рублевой ликвидности посредством этих операций. В целом за 2014 г. средний объем данных сделок в дни их заключения составил 114,6 млрд. рублей.

Объем спроса на прочие операции рефинансирования Банка России в 2014 г. оставался незначительным.

В 2014 году Банк России также проводил депозитные аукционы «тонкой настройки» в дни существенного превышения предложения ликвидности над спросом на нее со стороны кредитных организаций. Всего за 2014 год состоялось пять депозитных аукционов «тонкой настройки». Средний объем средств, привлеченных Банком России в дни проведения данных операций, составил 192,9 млрд. рублей.

В целях регулирования ликвидности банковского сектора использовались обязательные резервы. Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, по состоянию на 1 января 2015 года составила 471,3 млрд. руб. (по обязательствам в валюте Российской Федерации – 299,3 млрд. руб., а по обязательствам в иностранной валюте – 172 млрд. рублей).

Кредитные организации активно пользовались усреднением обязательных резервов: в течение периода усреднения с 10.12.14 по 10.01.15 правом на усреднение обязательных резервов воспользовались 568 кредитных организаций (или 67,7% от общего числа действующих кредитных организаций). Усредненная величина обязательных резервов в указанный период составила 966,9 млрд. рублей.

Меры и инструменты денежно-кредитной политики РФ в 2015 году

По состоянию на 01.12.15 объем денежной массы в национальном определении (агрегат М2) составил 33,32 трлн. рублей. С начала 2015 г. денежная масса в национальном определении увеличилась на 3,8% (за аналогичный период 2014 г. этот показатель уменьшился на 2,5%). Годовой темп прироста агрегата М2 увеличился с 2,2% на 01.01.15 до 8,8% на 01.12.15.|За январь-ноябрь 2015 г. объем рублевых депозитов, входящих в М2, увеличился на 6,4%, а объем наличных денег в обращении вне банковской системы сократился на 5,4% (за аналогичный период 2014 г. – снижение на 2,9 и 0,9% соответственно). В структуре агрегата М2 доля наличных денег в обращении снизилась с 22,3% на 01.01.15 до 20,4% на 01.12.15. Суммарный объем рублевых вкладов населения возрос на 12,0% по отношению к 01.01.15. При этом объем вкладов до востребования снизился на 4,9%, а объем срочных вкладов увеличился на 16,4% (за аналогичный период 2014 г. зафиксировано сокращение вкладов до востребования на 11,3% и рост срочных вкладов на 0,7%).

Объем депозитов организаций в рублях в январе-ноябре 2015 г. снизился на 0,2% (за аналогичный период 2014 г. данный показатель сократился на 4,2%). В их составе объем срочных рублевых депозитов за январь-ноябрь 2015 г. сократился на 7,7%, а доля данной компоненты – на 3,9 процентного пункта (далее – п.п.), до 48,7%. Прирост остатков средств на текущих и расчетных счетах организаций в национальной валюте за январь-ноябрь 2015 г. составил 8,1% по сравнению с сокращением на 6,1% за аналогичный период 2014 года.

Объем депозитов в иностранной валюте в рублевом эквиваленте за январь-ноябрь 2015 г. увеличился на 30,6% (за аналогичный период 2014 г. – на 63,6%). Доля валютных депозитов в общем объеме депозитов, включаемых в широкую денежную массу, увеличилась с 30,5% на 01.01.15 до 35,0% на 01.12.15. При этом темп прироста валютных депозитов в долларовом выражении за январь-ноябрь 2015 г. (10,9%) был выше, чем за тот же период 2014 г. (8,5%).

За январь-ноябрь 2015 г. широкая денежная масса увеличилась на 10,6%, за аналогичный период 2014 г. – на 7,9%. Рост широкой денежной массы сопровождался увеличением чистых требований банковской системы к органам государственного управления (на 0,8 трлн. руб.), чистых иностранных активов банковской системы (на 5,2 трлн. руб.), а также кредитов экономике (на 3 трлн. руб.).

Объем денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, снизился за январь-ноябрь 2015 г. на 12,7%, или на 1,4 трлн руб. (за аналогичный период 2014 г. – на 5,3%, или на 0,6 трлн руб.).

Ключевые решения, меры и инструменты денежно-кредитной политики

В 2015 г. Банк России формировал параметры денежно-кредитной политики с учетом изменения внешних и внутренних экономических условий. В первом полугодии в условиях ослабления инфляционных рисков и сохранения рисков значительного охлаждения экономики ключевая ставка Банка России была снижена в совокупности на 5,50 п.п., до 11,50% годовых. Во втором полугодии Банк России осуществил однократное снижение ключевой ставки на 50 базисных пунктов (далее – б.п.), до 11,00% годовых (с 03.08.15). С сентября по декабрь 2015 г. наблюдалось увеличение инфляционных рисков при сохранении рисков существенного охлаждения экономики. В указанный период Банк России приостановил смягчение денежно-кредитной политики, сохранив ключевую ставку на указанном уровне. При этом в течение 2015 г. Банк России сохранял на неизменном уровне процентные ставки по специализированным

инструментам рефинансирования.

В декабре 2015 г. Совет директоров Банка России в рамках комплекса мер, одобренного в сентябре 2013 г., принял решение приравнять с 1 января 2016 г. значение ставки рефинансирования к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. Таким образом, с 01.01.16 значение ставки рефинансирования составляет 11% годовых. В дальнейшем одновременно с изменением ключевой ставки будет происходить изменение ставки рефинансирования на ту же величину. С 1 января 2016 г. самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается.

Для повышения действенности механизма усреднения обязательных резервов и расширения возможностей кредитных организаций по управлению собственной ликвидностью Банк России принял решение повысить с 10 сентября 2015 г. коэффициент усреднения, используемый банками для расчета усредненной величины обязательных резервов, с 0,7 до 0,8, при этом для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, – с 0,7 до 1,0. В декабре 2015 г. Банк России принял решение синхронизировать с 2016 г. график периодов усреднения обязательных резервов с графиком проведения основных операций Банка России по регулированию ликвидности – аукционов на срок 1 неделя. При этом периоды усреднения обязательных резервов будут кратны 4-5 неделям. Расчет средней величины остатков средств на корреспондентских счетах и субсчетах кредитных организаций в Банке России в целях проверки выполнения ими усреднения обязательных резервов будет осуществляться по формуле средней арифметической (вместо действующей формулы средней хронологической) величины.

В 2015 г. наблюдалось снижение спроса кредитных организаций на операции рефинансирования Банка России, что было обусловлено притоком ликвидности в банковский сектор по бюджетному каналу, уменьшением объема наличных денег в обращении и проведением Банком России (в мае-июле) операций по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в целях пополнения международных резервов. В целом за 2015 г. задолженность кредитных организаций по операциям рефинансирования Банка России снизилась почти в 2 раза и на 1 января 2016 г. составила 4,3 трлн. рублей.

В этих условиях в 2015 года Банк России по мере снижения потребности банков в рефинансировании и в соответствии с прогнозом ликвидности уменьшал предложение на регулярных аукционах репо. В результате средний объем заключенных сделок на одном аукционе в 2015 г. сократился до 1,4 трлн. руб. (2,5 трлн. руб. в 2014 г.). Как следствие, среднедневные требования Банка России к кредитным организациям по сделкам, заключенным на аукционах репо, уменьшились с 2,6 трлн. руб. в 2014 г. до 1,4 трлн. руб. в 2015 году.

В первом полугодии 2015 г. Банк России проводил аукционы репо «тонкой настройки» на сроки 1-3 дня; средний объем предоставленных средств составил 201,9 млрд рублей. По мере адаптации кредитных организаций к операционной процедуре, не предполагавшей с февраля 2014 г. проведение ежедневных аукционов репо, потребность в проведении операций «тонкой настройки» снижалась. Так, с февраля по декабрь 2014 г. Банк России провел 30 таких операций, а за 2015 г. их количество сократилось до 8.

В отдельные дни января-февраля 2015 г. наблюдалось превышение предложения ликвидности над спросом на нее, в связи с чем состоялось 10 депозитных аукционов на сроки 1-4 дня. В среднем на одном аукционе было абсорбировано 251,3 млрд рублей.

Для расширения доступа кредитных организаций к рефинансированию Банк России с 16 июня 2015 г. дополнил систему инструментов денежно-кредитной политики аукционами валютный своп «тонкой настройки» по покупке долларов США и евро за рубли на срок от 1 до 2 дней. Данные операции должны проводиться по решению Банка России одновременно с аукционами репо «тонкой настройки» в случаях, когда высокий уровень нагрузки на рыночное обеспечение по основным операциям может оказать негативное влияние на возможности Банка России по управлению процентными ставками денежного рынка. Однако до конца 2015 г. необходимость проведения аукционов валютный своп «тонкой настройки» не возникала.

В 2015 г. Банк России продолжал рефинансировать кредитные организации на более длительные сроки под залог нерыночных активов. На регулярных аукционах Банка России по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами, по плавающей процентной ставке на срок 3 месяца средний объем привлеченных кредитными организациями средств составил 0,6 трлн рублей. Помимо этого, в июле был проведен аукцион по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами, по плавающей процентной ставке на срок 18 месяцев, на котором кредитные организации привлекли 0,6 трлн руб. по установленной минимальной ставке. Банк России также предоставлял кредиты под залог нерыночных активов по фиксированным ставкам, задолженность по которым в 2015 г. также значительно снизилась. В целом в 2015 г. требования Банка России к кредитным организациям по кредитам, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами, сократились на 2,5 трлн руб., до 2,0трлн рублей.

Среди операций постоянного действия по предоставлению ликвидности на срок 1 день преобладали сделки репо. В 2015 г. кредитные организации заключали указанные сделки ежедневно, максимальный дневной объем этих операций достигал 545,7 млрд руб. (в 2014 г. – 538,7 млрд руб.). В среднем дневные требования Банка России к кредитным организациям по данному инструменту в 2015 г. составили 105,6 млрд руб. (в 2014 г. – 58,3 млрд руб.).

В отдельные дни рассматриваемого периода проводились сделки «валютный своп» по предоставлению рублевой ликвидности. Средний объем заключенных в 2015 г. сделок «валютный своп» в дни проведения данных операций составил 61,0 млрд руб. (в 2014 г. – 114,6 млрд руб.). В 2015 г. Банк России сохранил размер лимита на предоставление рублевой ликвидности с помощью операций «валютный своп», введенный в ноябре 2014 г. для стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке и ограничения возможностей реализации спекулятивных стратегий, на уровне 10 млрд.долл. США.

Вместе с тем кредитные организации более активно, чем в предыдущем году, использовали депозитные операции по фиксированным ставкам. В среднем в 2015 г. на их депозитных счетах в Банке России находилось 295,1 млрд. руб. (в 2014 г. – 133,7 млрд. рублей).

Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на отдельных счетах обязательных резервов в Банке России, по состоянию на 11.01.16 составила 369,8 млрд. руб. (на 01.01.15 – 471,3 млрд. руб.). При этом по состоянию на 11.01.16 обязательные резервы по обязательствам в валюте Российской Федерации составили 223,7 млрд. руб.. (299,3 млрд. руб. на 01.01.15), по обязательствам в иностранной валюте – 146,1 млрд. руб. (172,0 млрд. руб. на 01.01.15).

Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями в Банке России на счете при невыполнении обязанности по усреднению обязательных резервов, по состоянию на 11.01.16 составила 0,1 млрд. рублей.

Кредитные организации активно пользовались усреднением обязательных резервов. В течение периода усреднения с 10.12.15 по 10.01.16 правом на усреднение обязательных резервов воспользовались 595 кредитных организаций (81,0% от общего числа действующих кредитных организаций). Усредненная величина обязательных резервов в течение периода усреднения с 10.12.15 по 10.01.16 составила 1318,7 млрд рублей.

Источник: economy.gov.ru

ВКонтакте +7 912 459 33 67