• 2017 год
  • Инфляция Безработица Рост ВВП
  • Макроэкономические показатели
  • МРОТ: 7800 руб.
    Ключевая ставка: 7.75%
  • НДС: 18% √ Налог на прибыль: 20%
    Страховые взносы в ПФ: 30%
    Налог на имущество: 2% (регион)
  • 2016 год
  • Инфляция Безработица Рост ВВП
  • МРОТ: 6204 рублей
    Ключевая ставка: 10.00%
  • НДС: 18% √ Налог на прибыль: 20%
    Страховые взносы в ПФ: 30%
    Налог на имущество: 2% (регион)
    • Россия в цифрах

      Россия в цифрах

      Статистические данные
    • Мировая экономика в цифрах

      Мировая экономика в цифрах

      Показатели и индикаторы развития мировой экономики.
    • Новости образования

      Новости образования

      Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор): список закрытых вузов, новости ЕГЭ

ВВП РФ в 2018 году

Прогноз роста ВВП России в 2018 году: Прогноз ЦБ РФ: +2%. Прогноз Всемирного банка: +1.4% → +1.7%. Прогноз Минэкономразвития: 2.1%. Прогноз ОЭСР: +1.7% → +1.8%.
В 2018 году продолжается развитие процессов импортозамещения и расширения несырьевого экспорта, наметились дополнительные зоны роста в промышленном производстве.

Объявленная демографическая программа поддержит экономический рост и снизит уровень бедности. Меры демографической политики в совокупности с доведением МРОТ до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения обеспечат снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума не менее чем на 1 п. п. Одновременно они окажут благоприятное влияние на экономический рост. Каналами распространения такого влияния должны стать увеличение потребительского спроса, рост экономической активности женщин с маленькими детьми и поддержка отраслей строительства и производства строительных материалов.

Проблема российской экономики заключается не в ограничениях источников инвестиций, а в отсутствии механизмов и среды для привлечения потенциальных инвестиций, так называемый инвестиционный климат, куда входит и безопасность предпринимателей, и эффективность работы судебной и правоохранительной систем). Для улучшение условий инвестиционного климата в РФ в 2018 году планируются ряд мер (налоговых и регулятивных):

  1. Реформирование государственной системы управления.
  2. Проведение приватизации.
  3. Стимулирование инвестиций в основной капитал предприятий, что является одним из основных условий для распространения инновационной волны в экономике и перехода к интенсивному экономическому росту.
  4. Модернизация кредитно-денежной политики и бюджетной системы.
  5. Поддержка развития человеческого капитала.
  6. Стимулирование экспорта машин и оборудования.
  7. Увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ считается исходя из добавленной стоимости, производимой каждым работником, причем здесь учитываются также амортизация, страховые взносы, заработная плата).
Для выхода на рост экономики России на уровне около 3% ВВП необходимо на 5% увеличивать инвестиции. Развитие государственно-частного партнерства может стать драйвером такого привлечения инвестиций. Для целевого финансирования подобных проектов можно использовать такие инструменты, как проектное рефинансирование ЦБ, торговое рефинансирование, ипотеку и т.д.

Российская академия наук ожидает, что драйвером экономического роста в России в 2018-2035 гг. послужит строительство. По оценкам академии, рост в этой отрасли в 2021–2025 гг. составит в среднем 5,1% год. Позднее рост будет замедляться. Вклад строительства в ВВП может составить 0,45-0,75 процентного пункта в год в зависимости от региона.

Темпы роста ВВП РФ за 2018 год

КварталНоминальный ВВП, млрд.Реальный ВВП, млрд. (в ценах 2011 года)Темп прироста ВВП, %Дефлятор ВВП, %
1+0.4*106.3*
2+0.5*103,6*
30.6*100.9*
40.5*100.9*
* - прогноз.

Причины роста ВВП в 2018 году

  1. Рост внутреннего потребительского спроса на отечественные товары в связи с введением продуктового эмбарго.
  2. Увеличение расходов на госзаказ

Причины спада ВВП РФ в 2018 году

  1. Снижение цен на нефть;
  2. Снижение инвестиционного спроса;
  3. Отток иностранных инвестиций из страны;
  4. Замедление роста доходов населения.
  5. Бюджетная консолидация (сокращения бюджетного дефицита)

Меры государства для стимулирования экономики в 2018 году

Главным приоритетом в 2018 году станет повышение производительности труда. Министерство экономического развития продолжает с 2016 года реализацию десяти ключевых целей:
  1. Создание системы стратегического управления.
  2. Создание комфортной предпринимательской среды.
  3. Поддержка экспорта.
  4. Поддержка инноваций.
  5. Повышение качества госуслуг.
  6. Повышение эффективности бюджетных расходов.
  7. Повышение эффективности управления госимуществом.
  8. Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП). Создание Небанковской депозитно-кредитная организации «Агентство кредитных гарантий». Цель нового агентства - оказание гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства.
  9. Продвижение интересов России за рубежом.
  10. Развитие институтов гражданского общества.
МЭР рассчитывает перейти на формирование долгосрочных тарифов и внедрить более тщательный контроль за закупками естественных монополий. В целях качественного планирования инфраструктурных инвестиций предполагается регулирование тарифов на срок не менее пяти лет. Повышение эффективности системы контроля затрат планируется достичь за счет совершенствования закупочной политики компаний, технологического и ценового аудита их инвестпрограмм. Малым и средним предприятиям будет расширен доступ к госзакупкам: с 2016 года 20% всего их объема будет доставаться малым предприятиям (с 2018г. - 25%). Регионы смогут предоставлять двухлетние налоговые каникулы новым малым предприятиям, а также вводить патент для самозанятых граждан.
Одним из приоритетов этого года станет поддержка экспортеров путем создания финансовых инструментов страхования экспортных контрактов.

Основные риски для российской экономики в 2018 году:

  1. Внешние риски: продолжение рецессии еврозоны; ухудшение экономической ситуации в странах Азиатского региона
  2. Внутренние риски: сокращение потребительского кредитования (может привести к снижению розничного товарооборота, сокращение кредитования бизнеса); сокращение инвестиционных программ естественных монополий.

В 2018 году потенциал экономического роста РФ может быть ограничен низкими уровнем безработицы и темпами роста производительности труда, сокращением инвестиций в основной капитал на фоне снижения прибылей компаний, а также низкой экономической активностью в странах - торговых партнерах России.

В условиях ухудшения настроений производителей, а также снижения доступности заемных средств для нефинансовых компаний ожидается сокращение инвестиций в основной капитал. Замедление роста реальной заработной платы и кредитования физических лиц приведет к снижению темпов роста потребительского спроса. Вместе с тем он останется основным источником экономического роста.

Положительный вклад в темпы роста ВВП в 2018 г. может внести чистый экспорт, что будет обусловлено сокращением импорта из-за снижения внутреннего спроса при сохранении положительных темпов роста экспорта.

По скорректированной стратегии МЭР основными направлениями потенциального роста ВВП будут являться поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.

Первый элемент плана – создание прозрачной и понятной среды для инвестиций, куда входит предсказуемость налогов, тарифов, госзакупки, господдержка, для снижения рисков для бизнеса. Для снижения издержек по инвестициям в таких сферах, как логистика, торговля, отчетность и государственное управление планируется развитие новых технологий.

Еще один элемент развития инвестиционной среды – это темпы инвестиций. На период 2018 года инвестировать в экономику необходимо до 5 трлн. руб. Это очень большая сумма, поэтому каналы поступления финансирования должны развиваться, в том числе и за счет расширение рынков сбыта и увеличение экспортных возможностей.

Развития человеческого капитала планируется через поддержку молодого поколения и повышения производительность труда.

Переход к цифровой экономике

Цифровая экономика – это использование в различных отраслях передовых информационных технологий, которые позволяют сделать качественный рывок в развитии.
В рамках программы «Цифровая экономика» предлагается к 2025 году решить ряд задач:
  1. Адаптировать нормативную правовую базу к новым видам отношений, объектам и субъектам цифровой экономики (госрегулирование).
  2. Создать информационную инфраструктуру.
  3. Провести исследования и создать собственные технологии и платформы, обеспечивающие получение, хранение и обработку того объема данных, который создается в условиях цифровой экономики.
  4. Необходимо подготовить соответствующие кадры.
  5. Обеспечить информационную безопасность.
  6. Повысить качество использования информационно-телекоммуникационных технологий в сфере госуправления и образования.
  7. Внедрить прикладные решения для умного города.
  8. Создать цифровое здравоохранение.
По оценке McKinsey, объем цифровой экономики России может утроиться к 2025 году до 9,6 трлн рублей (в ценах 2015 года) при сохранении темпа роста в 10–12% в год. В 2011–2015 годах цифровая экономика в РФ выросла с 2 трлн до 3,2 трлн рублей, что составило 3,9% от ВВП. Если удастся увеличить цифровую экономику в три раза, то ее доля в ВВП вырастет до 8–10%. Предполагается, что такой рост цифровой экономики даст дополнительный прирост ВВП на уровне 5–9 трлн рублей.
К содержанию
τ twitter ВКонтакте
+7 912 459 33 67 594-797-934