Онлайн-калькулятор по экономике Онлайн-калькуляторы
Внутренняя и внешняя среда фирмы Налоговая нагрузка
Оборотные средства Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
Экономика предприятия Оценка и страхование рисков
Амортизация Показатели эффективности основных средств

Методика SPACE

По каждому фактору выставляются баллы по шкале от 0 до 6. Находится среднее значение, которые и наносят на графики.

Определение конкурентного преимущества фирмы (CA)

Факторы Оценка факторов
Доля рынка Малая Большая
Качество продукта Низкое Высокое
Стадия жизненного цикла продукта Поздняя Ранняя
Цикл замены продукта Переменный Фиксированный
Приверженность потребителей Низкая Высокая
Использование производственных мощностей у конкурентов Минимальное Максимальное
Технологическое know-how Малое Большое
Степень вертикальной интеграции Низкая Высокая

Факторы, определяющие финансовое положение фирмы (FS)

Факторы Оценка факторов
Отдача на вложения Низкая Высокая
Финансовый рычаг Несбалансированный Сбалансированный
Ликвидность Несбалансированная Сбалансированная
Степень удовлетворения потребности в капитале Низкая Высокая
Поток платежей в пользу фирмы Малый Большой
Выход с рынка Сложный Легкий
Рискованность бизнеса Высокая Низкая
Оборачиваемость запасов Медленная Быстрая
Прочие

Определение "привлекательности" отрасли (IS)

Факторы Оценка факторов
Потенциал роста Низкий Высокий
Потенциальная прибыльность Низкий Высокая
Финансовая стабильность Низкая Высокая
Технологическое know-how Простое Сложное
Использование ресурсов Неэффективное Эффективное
Капиталоемкость Высокая Низкая
Выход на рынок Легкий Сложный
Производительность (использование ресурсов) Низкая Высокая

Факторы, определяющие стабильность среды (ES)

Факторы Оценка факторов
Технологические изменения Большие Малые
Темп инфляции Высокий Низкий
Вариация спроса Большая Малая
Разброс цен конкурирующих продуктов Большой Малый
Барьеры (ограничения) для вхождения на рынок Малые Большие
Давление конкурентов Высокое Низкое
Спрос Эластичный Неэластичный
Прочие

После того, как все перечисленные факторы оценены, а показатели по четырем координатам рассчитаны, их необходимо нанести на график (рис.). Затем переходят к его анализу и интерпретации.

Финансовоеположение (FS) Конкурентноепреимущество (CA) Стабильностьсреды (ES) Привлекательностьотрасли (IS)


Описание стратегии

1. Агрессивная позиция

Эта позиция характерна для привлекательных отраслей в стабильном окружении. Анализируемая фирма имеет несомненное конкурентное преимущество и может сохранить его с использованием имеющегося финансового потенциала.

FSCA ESIS
Критический фактор - способность противостоять появлению новых конкурентов.
Рекомендуемые стратегии:
1. поиск кандидатов на поглощение в собственной и смежной отраслях;
2. увеличение доли рынка;
3. концентрация ресурсов на продуктах, обеспечивающих наибольшее преимущество над конкурентами.
Поведение фирмы: поведение разведчика. Стремление исследовать как можно больше альтернатив, нежесткий, децентрализованный контроль, не всегда полное использование ресурсов.

2. Конкурентная позиция

Эта позиция характерна для привлекательных отраслей в сравнительно нестабильном окружении.

FSCA ESIS
Критический фактор - способность сохранить и упрочить финансовое положение фирмы.
Рекомендуемые стратегии:
1. аккумулирование дополнительных финансовых ресурсов для усиления рыночного потенциала;
2. укрепление службы реализации (продаж);
3. расширение и/или корректировка ассортимента выпускаемой продукции;
4. инвестирование в повышение производительности;
5. сокращение издержек;
6.мероприятия по защите и сохранению конкурентного преимущества на сокращающемся рынке;
7. слияние с компанией, обладающей значительными ресурсами денежных средств.
Поведение фирмы - линия гибкого реагирования. Как следствие, эта позиция оказывается стратегически неустойчивой и часто приводит к краху.

3. Консервативная позиция

Характерна для стабильных, медленно растущих рынков.

FSCA ESIS
Критический фактор - конкурентоспособность продукта.
Рекомендуемые стратегии:
1. сокращение ассортимента;
2. сокращение издержек;
3. концентрация на управлении потоком платежей;
4. дополнительная защита конкурентноспособных продуктов;
5. разработка новых продуктов;
6. попытка проникновения на более привлекательные рынки.
Поведение фирмы: это поведение аналитика. Политика фирмы основана на тщательном анализе имеющихся на рынке возможностей и осторожном их использовании.

4. Защитная позиция

Характерна для малопривлекательных отраслей, в которых компаниям не хватает как конкурентоспособных продуктов, так и финансовых ресурсов.

FSCA ESIS
Критический фактор - конкурентоспособность фирмы в целом.
Рекомендуемые стратегии:
1. уход с рынка;
2. прекращение выпуска малоприбыльных продуктов;
3. агрессивное сокращение издержек:
4. сокращение излишних производственных мощностей;
5. воздерживаться от инвестиций или минимизировать их.
Поведение фирмы: это поведение защитника, стремление выделить узкую область своих интересов и защищать ее. Отсюда - концентрация ресурсов, централизация управления.

ВКонтакте +7 912 459 33 67