• 2017 год
  • Инфляция Безработица Рост ВВП
  • Макроэкономические показатели
  • МРОТ: 7800 руб.
    Ключевая ставка: 7.75%
  • НДС: 18% √ Налог на прибыль: 20%
    Страховые взносы в ПФ: 30%
    Налог на имущество: 2% (регион)
  • 2016 год
  • Инфляция Безработица Рост ВВП
  • МРОТ: 6204 рублей
    Ключевая ставка: 10.00%
  • НДС: 18% √ Налог на прибыль: 20%
    Страховые взносы в ПФ: 30%
    Налог на имущество: 2% (регион)
    • Россия в цифрах

      Россия в цифрах

      Статистические данные
    • Мировая экономика в цифрах

      Мировая экономика в цифрах

      Показатели и индикаторы развития мировой экономики.
    • Новости образования

      Новости образования

      Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор): список закрытых вузов, новости ЕГЭ

Инфляция в 2018 году

Прогноз Минэкономразвития (МЭР): 4%. Прогноз ЦБ: 4%. Прогноз ООН: 4.4%
Инфляционные риски в 2018 году
  1. Внешние риски: снижение цен на нефть, падение курса рубля.
  2. Внутренние риски: рост инфляционных ожиданий.
Основным источником рисков для инфляции в 2018 году остается возможность новых валютных шоков на фоне снижения котировок нефти.
Улучшение показателей экономической активности в 2018 году происходит при сохранении слабого потребительского спроса и высокой нормы сбережений, не создавая повышательного давления на потребительские цены. Инфляционные ожидания населения и бизнеса продолжают снижаться. Ситуация на мировых товарных рынках складывалась более благоприятно, чем ожидалось, что внесло вклад в снижение инфляции через динамику курса рубля и цен на продовольствие.

Ежемесячные темпы инфляции:

МесяцУровень инфляции, %
январь0.3
февраль0.2
март0.1*
апрель0.3*
май0.4*
июнь0.6*
июль0.1*
август-0.5*
сентябрь-0.1*
октябрь0.2*
ноябрь0.2*
декабрь0.3*
* - прогноз

В 2018 году Центральный банк РФ направил правительству предложения по мерам влияния на немонетраные факторы инфляции. Речь идет о мерах по развитию конкуренции, а также совершенствованию инфраструктуры и логистики.

Среди переходных монетарно-немонетарных факторов влияния на инфляцию ЦБ выделяет курс рубля, который влияет на непродовольственные товары, продовольственные товары (колебания курса удваивают волатильность инфляции фруктов) и на услуги (в первую очередь туристические). Снизить курсовое влияние позволит развитие рынка и широкое использование производных финансовых инструментов.

ЦБ обращает внимание на развитие складской логистики и промышленной переработки сельскохозяйственного сырья за счет строительства сетей хранилищ и оптово-распределительных центров. По мнению Банка России, в этой области правительство могло бы рассмотреть возможность применения налоговых льгот (например, по налогам на имущество, прибыль, землю). В сельском хозяйстве можно выстроить финансирование таким образом, чтобы использовать средства пенсионных фондов, в частности выпускать облигации под соответствующие проекты, считают в ЦБ.

Кроме того, Банк России в борьбе с немонетарными факторами уделяет большое внимание услугам, в частности жилищно-коммунальным, и в этой связи эффективности функционирования естественных монополий. При этом, ЦБ хочет принять участие в контроле за ценообразованием естественных монополий, в частности через взаимодействие его территориальных учреждений с коллегиальными органами в субъектах РФ по вопросам развития конкуренции. Банк России хочет сотрудничать с правительством, а также заинтересованными федеральными и региональными органами по вопросам мониторинга влияния несовершенной конкуренции на инфляцию.

Причины инфляции в 2018 году

  1. Влияние немонетраных факторов.
  2. Рост тарифов на коммунальные услуги на 3,4-5,5%, платы за жильё в домах государственного и муниципального жилищных фондов - на 3,4% (в июле вклад в инфляцию данного повышения тарифов на услуги ЖКХ составит около 0,4 процентного пункта).

Пути совершенствования антиинфляционной политики РФ

  1. Кредитование организаций АПК по льготной ставке не более 5% с 1 января 2018 года.
  2. Ограничение роста тарифов на услуги ЖКХ величиной инфляции за прошедший год (предполагается действие программы до 2018 года).
  3. Ограничение роста цен на газ и электроэнергию. Предельный рост стоимости коммунальных услуг для населения ожидается с июля 2018 года - 4,7%.
  4. Строительство сети оптово-распределительных центров сельхозпродукции и снижение числа посредников (оптовые и розничные надбавки составляют до 60,5% от конечной цены на овощи открытого грунта, 54% - на картофель и 36,8% - на тепличные овощи). Предполагается строительство 60 подобных объектов в 48 российских регионах.
  5. Изменение подхода к государственному субсидированию пассажирского комплекса в дальнем следовании путем перехода к модели государственного заказа перевозок, имеющих социальное значение, и либерализации коммерческих (обнуление НДС для пассажирских ж/д перевозок).
  6. Создание запасов на товары и продукты сезонного спроса (в частности, зерно, дизельное топливо и др.)
  7. В 2018 году на основе новых методических указаний по расчету регулируемых тарифов планируется фиксировать стоимость воды на 3 и 5 лет.
  8. Государственное регулирование цен на лекарства.
  9. Долгосрочное тарифообразование - на пять и более лет. Рост долгосрочных тарифов должен быть на 0.1 процентного пункта ниже ожидаемой годовой инфляции, или не выше 3.9%.

Особенности инфляции в РФ

  1. Немонитарные факторы инфляции (инфляция в основном за счет роста тарифов естественных монополий);
  2. Сезонный фактор в инфляции (июль - повышение цен на услуги естественных монополий; август, сентябрь - снижение цен на продовольственные товары; ноябрь, декабрь - рост инвестиционных расходов предприятий).
  3. Следование проциклической политики повышения тарифов, когда рост тарифов больше инфляции. Термин инфляция минус означает ограничение индексации тарифов уровнем инфляции за предыдущий год.
  4. Явление фляции. Одновременно с падение темпов производства происходит рост цен.

Принятая в России практика повышения тарифов неэффективна. При нынешней системе у монополий просто нет стимула повышать эффективность своей работы, поскольку ценообразование формируется по фактическим затратам, а не от уровня эффективности и их экономической обоснованности. Инвестиционные затраты вопреки международной практике регулирования естественных монополий закладываются в стоимости товаров (услуг) без учета эффективности их реализации. Фактически монополии могут закладывать и закладывают в расходы все, что угодно.
Так с 2000 по 2016 гг. цены на газ увеличились в 15 раз, на железнодорожные перевозки — в 10 раз, на водо- и теплоснабжение — в 28 раз, а промышленные цены — только в шесть. При этом рост тарифов госмонополий не привел и к обновлению инфраструктуры: доля оборудования за пределами нормативных сроков службы достигла 45-50%.
За период с 2007 по 2015 гг. индексы цен приобретения промышленными организациями товаров и услуг естественных монополий росли быстрее, чем индекс цен производителей обрабатывающей промышленности.
За 2005-2015 гг. средняя оптовая цена на газ в России выросла в 3,7 раза, средний тариф на магистральный транспорт газа – в 3,5 раза, тогда как средние потребительские цены на товары и услуги и средние цены на промышленные товары – только в 2,4 раза. Схожая ситуация и с электроэнергией, и остальными тарифами.

К содержанию
τ twitter ВКонтакте
+7 912 459 33 67 594-797-934