Денежный рынок
Структура денежного рынка
Денежный рынок - совокупность краткосрочных кредитных операций, обслуживающих движение оборотных средств. На денежном рынке обращаются краткосрочные накопления (сроком менее года). Денежный рынок вместе с рынком капиталов входит в состав финансового рынка.Агрегат М3 содержит агрегат М2, сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги (облигации государственных займов, государственные краткосрочные облигации, казначейские обязательства), обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерческие векселя, выписываемые предприятиями.
Краткосрочные ссуды, предоставляемые, как правило, на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств у заемщика. Совокупность подобных операций образует автономный сегмент рынка ссудных капиталов - денежный рынок. Средний срок погашения по этому виду кредита обычно не превышает шести месяцев. Наиболее активно применяются краткосрочные ссуды на фондовом рынке, в торговле и сфере услуг, в режиме межбанковского кредитования.
Регулирование денежного рынка
Операции на открытом рынке - это покупка и продажа государственных ценных бумаг. Инвестиции в государственные ценные бумаги для эмиссионных банков представляют собой не только форму вложения свободных денежных средств, но и способ финансирования государства и метод воздействия эмиссионного банка на денежный рынок. Путем операций на открытом рынке эмиссионные банки могут повышать и понижать общий объем средств у коммерческих банков, предназначенных на финансирование других потребностей помимо кредитования государства.Денежный рынок России в 2010 году
В начале I квартала 2010 года Минфин не размещал депозиты в банках, поскольку бюджет был дефицитен, а прогнозы бюджетных поступлений - неопределенные. В начале II квартала 2010 года объемы размещений были небольшими: от 4 до 7,5 млрд. руб., а сами аукционы проходили редко. Банковский сектор начал наращивать избыточную ликвидность и дорогие деньги Минфина не находили своего применения.|Центральный банк пытался координировать динамику банковской ликвидности и потребность в денежной стерилизации с аукционами Минфина, а также приблизить ставки аукционов к конъюнктуре денежного рынка - чтобы размещения не повышали его волатильность. Однако фискальные задачи Минфина неизменно доминируют над задачами денежно-кредитной политики. В идеале первичной для правительства задачей управления временной ликвидностью должна быть рыночная стабилизация.Налогово-бюджетная политика изначально предназначена для стабилизации делового цикла. На денежном рынке из-за неравномерности доходов и расходов федерального бюджета наблюдается цикличность. Процентная политика была бы эффективнее в борьбе с инфляцией, если бы она проводилась в координации с налогово-бюджетной политикой. В частности, размещение временно свободных средств бюджета на депозитах должно учитывать фазы ужесточения и смягчения денежно-кредитной политики. Кроме того, стерилизация денежной массы средствами денежно-кредитной политики не способна удержать низкую инфляцию без управления бюджетными расходами в реальном выражении.
Недостатки депозитных аукционов: они провоцировали краткосрочную волатильность, конкуренция между участниками была слабой, инструменты абсорбирования ликвидности Банка России фактически подменялись депозитами Минфина и т.д.
В периоды избыточной ликвидности банков оптимальная политика - прекратить размещение средств в банках и депонировать их на счете Федерального Казначейства в Банке России. Это и объясняет, почему последние месяцы ставки оказывались выше рынка на 1,8-1,9%: по таким ставкам у Минфина не было шансов еще больше увеличить ликвидность банков.
В периоды дефицита ликвидности в банковском секторе нужно модифицировать механизм размещения временно свободных бюджетных средств. Депозиты должны сглаживать цикличность на денежном рынке.
Направления совершенствования регулирования денежного рынка России
- Организацией размещения средств все же должен заниматься профессиональный игрок на финансовом рынке - Банк России, а не Минфин.
- Аукционная ставка должна ориентироваться на процентную политику Банка России, а не на конъюнктуру межбанковского рынка. Расписание аукционов должно составляться исходя из прогноза динамики ликвидности в банковском секторе, а не исходя из максимизации процентных доходов Минфина. Если же фискальное ведомство привяжет ставку размещения к рыночному индикатору (скорее всего, ставке МБК), процикличность денежного рынка и состояния бюджета будет обеспечена, а контроль над денежным предложением - потерян. Ведь это от нескольких сотен миллиардов до 1,5 трлн рублей свободной бюджетной ликвидности.
Денежный рынок России в 2011 году
В 2011 году ситуация на российском денежном рынке была неоднородной. В условиях сохранения относительно высокого уровня банковской ликвидности на протяжении большей части января-августа спрос на инструменты рефинансирования Банка России со стороны кредитных организаций практически отсутствовал, а ставки межбанковского кредитного рынка находились вблизи нижней границы коридора процентных ставок Банка России.|В этот период Банк России трижды повышал процентные ставки по своим операциям – 25 февраля, 29 апреля и 30 мая. Указанные решения были приняты с учетом соотношения рисков сохранения инфляционного давления и замедления экономического роста, а также динамики внешнеэкономической ситуации. На начало июня процентные ставки по депозитным операциям на фиксированных условиях были повышены на 75 б.п., ставка рефинансирования и ставки по другим операциям Банка России, за исключением процентных ставок по операциям прямого РЕПО и ломбардным кредитам на фиксированных условиях, были повышены на 50 б.п. по сравнению с началом 2011 года.В сентябре-декабре 2011 года продолжившееся изъятие средств из банковской системы по бюджетному каналу и проведение Банком России операций по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке в значительных объемах обусловили возникновение дефицита ликвидности на российском денежном рынке, сопровождавшееся формированием устойчивого спроса на инструменты рефинансирования Банка России и ростом краткосрочных процентных ставок. В этих условиях 14 сентября и 23 декабря 2011 года Банком России были приняты решения о снижении процентных ставок по отдельным операциям предоставления ликвидности и повышении ставок по депозитным операциям. В сентябре-декабре ставка рефинансирования и ставки по другим операциям предоставления ликвидности Банка России были снижены на 25 б.п. (за исключением ставок по ломбардным кредитам и операциям РЕПО на фиксированных условиях, которые были снижены на 50 б.п.), ставки по депозитным операциям на фиксированных условиях были повышены на 50 базисных пунктов. Реализованное сужение интервала процентных ставок Банка России по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности постоянного доступа направлено на ограничение волатильности процентных ставок денежного рынка в условиях недостатка рублевой ликвидности в банковском секторе, а также должно способствовать повышению действенности процентной политики.
Значение средневзвешенной ставки MIACR по однодневным межбанковским кредитам в рублях возросло с 2,71% годовых в среднем за январь 2011 года до 5,41% в среднем за декабрь.
Совокупный объем сделок прямого РЕПО Банка России в рамках аукционов и по фиксированной ставке за прошедший год увеличился до 22,235 трлн. рублей против 2,018 трлн. рублей в 2010 году. Средний объем задолженности кредитных организаций перед Банком России по данному инструменту рефинансирования за 2011 год составил 153,8 млрд. рублей (21 млрд. рублей годом ранее).
Показатель | 2011 год | 2010 год |
Совокупный объем сделок прямого РЕПО Банка России на аукционной основе, млрд. руб. | 22025,3 | 1982,5 |
Совокупный объем сделок прямого РЕПО Банка России по фиксированной ставке, млрд. руб. | 209,4 | 35,8 |
Средний объем задолженности кредитных организаций перед Банком России по операциям прямого РЕПО, млрд. руб. | 153,8 | 21,0 |
Совокупный объем сделок «валютный своп» Банка России, млрд. руб. | - | - |
Справочно: | ||
Средневзвешенная ставка MIACR по однодневным рублевым межбанковским кредитам, % годовых | 3,95 | 3,07 |
Совокупный объем размещения временно свободных средств федерального бюджета на банковские депозиты, млрд. руб. | 2189,9 | 387,2 |
Кроме того, в течение 2011 года были размещены временно свободные средства федерального бюджета на банковские депозиты на общую сумму 2189,9 млрд. рублей, что почти в 5,7 раза больше объемов размещения годом ранее.
Объем средств, привлеченных на аукционах по продаже ОБР, составил в 2011 году 527,7 млрд. рублей. Данные аукционы проходили преимущественно в первом полугодии прошедшего года. В IV квартале аукционы по продаже ОБР, в связи с напряженной ситуацией со свободной ликвидностью в кредитных организациях, не проводились. Облигации Банка России в обращении по состоянию на конец 2011 года отсутствовали.
Рынок облигаций Банка России (ОБР)в 2011 году
Показатель | 2011 год | 2010 год |
Совокупный объем средств, привлеченных Банком России на аукционах по размещению ОБР, млрд. руб. | 527,7 | 1904,2 |
Совокупный нетто-объем изъятия ликвидности банковского сектора посредством операций с ОБР, млрд.руб. («-» - нетто-объем предоставления ликвидности) | -596,7 | 268,6 |
Объем ОБР в обращении по номинальной стоимости на конец периода, млрд. руб. | - | 593,2 |
Денежный рынок России в 2012 году
В 2012 году на фоне увеличения структурного дефицита банковской ликвидности, в основном обусловленного изъятием средств по бюджетному каналу, кредитные организации предъявляли повышенный спрос на операции рефинансирования Банка России.|В январе-апреле ситуация на денежном рынке была неустойчивой: в периоды аккумулирования бюджетных средств ставки повышались, а в периоды их расходования - ставки снижались, приближаясь к нижней границе процентного коридора Банка России. С конца января кредитные организации пополняли свои счета не только за счет рефинансирования, но и вследствие продажи иностранной валюты Банку России.
С мая по июль на фоне ослабления национальной валюты спрос на рефинансирование возрос. При этом с июля в структуре требований Банка России к кредитным организациям основная доля приходится на аукционы прямого РЕПО на срок 7 дней. Ставки денежного рынка изменялись в диапазоне от 5,25% до 6,25% годовых, а их динамика характеризовалась высокой волатильностью.
В августе кредитные организации более активно участвовали в аукционах Минфина России по размещению временно свободных средств федерального бюджета, что привело к некоторому ослаблению напряжения на денежном рынке. Ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам при наличии выраженного понижательного тренда колебалась вокруг минимальной заявляемой ставки на аукционах прямого РЕПО на сроки 1 и 7 дней. В середине сентября Банк России повысил ставку рефинансирования и ставки по своим операциям, что отразилось на росте стоимости заимствований на денежном рынке.
В IV квартале ставки денежного рынка находились в верхней части коридора процентных ставок Банка России. В октябре-ноябре продолжилось изъятие средств по бюджетному каналу. В декабре значительных объемов ликвидности, поступивших в банковский сектор вследствие бюджетных расходов, оказалось недостаточно для осуществления сезонной эмиссии наличных денег и удовлетворения возросшей потребности кредитных организаций в средствах на корсчетах. Как следствие кредитные организации предъявляли высокий спрос на операции рефинансирования Банка России: валовый кредит банкам возрос до 3,3 трлн. рублей.
Отдельные операции Банка России по предоставлению ликвидности в 2012 году
Показатель | I полугодие | I
II квартал | IV квартал |
Средний объем задолженности кредитных организаций перед Банком России по операциям прямого РЕПО*, млрд. руб. | 670,6 | 1414,4 | 1599,1 |
Средний объем задолженности по операциям «валютный своп» Банка России*, млрд. руб. | н.д. | 3,0 | 36,2 |
Справочно: | |||
Средняя ставка MIACR по однодневным рублевым межбанковским кредитам, % годовых | 5,23 | 5,48 | 6,13 |
* Рассчитывается по формуле среднего хронологического объема задолженности кредитных организаций перед Банком России по операциям прямого РЕПО.