Организационная структура хлебного комбината
Свою родословную хлебокомбинат ведет от пекарни. Это была небольшая пекарня с подкатными дежами, в которых замешивали тесто. Производственная мощность составляла 12 т. хлебобулочных изделий в сутки. В то время производство велось целиком вручную. Начиная с 2000-х годов постепенно улучшались условия труда. В 2007 году открылся макаронный цех. Неоднократно проводились структурные внутренние преобразования.Таблица 1 - Результаты исследования, дающие ответ на вопрос о действиях предприятий по освоению новых рынков и обновлению ассортимента
Варианты ответов | Всего по промышленности | % | Пищевая промышленность | % |
Улучшение качества всей продукции | 26 | 22,03 | 5 | 29,41 |
Улучшение качества части продукции | 45 | 38,14 | 6 | 35,29 |
Модифицировало всю продукцию под потребности рынка | 19 | 16,10 | 5 | 29,41 |
Модифицировало часть продукции | 44 | 37,29 | 3 | 17,65 |
Начало выпускать новые прибыльные виды продукции | 68 | 57,63 | 11 | 64,71 |
Начало поставлять продукцию в новые регионы | 43 | 36,44 | 7 | 41,17 |
Начало самостоятельно экспортировать свою продукцию | 5 | 4,24 | 1 | 5,88 |
Наладило совместные производства с иностранными производителями | 4 | 3,39 | 0 | 0,00 |
Суммарное количество предприятий, которое было исследовано | 118 | 100 | 17 | 100 |
Таблица 2- Результаты деятельности хлебозавода
№ п/п | Наименование показателя | 2012 г. | 2013 г. |
1 | Выработка хлебобулочных изделий (т.), в т.ч. | 9667 | 11817 |
- хлеба | 5902,5 | 7287 | |
- булочных изделий | 215,5 | 499 | |
- из муки высшего сорта | 2453,2 | 2404 | |
- сдобных изделий | 462,9 | 548 | |
2 | Спрос на кондитерские изделия | 283 | 601 |
3 | Выпуск макаронных изделий (т) | 143 | 137 |
4 | Объем товарной продукции в действующих ценах (тыс. руб.) | 33676 | 68447 |
5 | Среднесуточный выпуск хлеба (т/с) | 16,17 | 19,7 |
6 | Среднесуточный выпуск булочных изделий (т/с) | 8,58 | 9,6 |
7 | Рост заказов на стуки (т/с) | 24,75 | 39,3 |
8 | Товарооборот по торговым точкам (тыс. руб.) | 19045 | 32715 |
9 | Выручка от транспортных услуг (тыс. руб.) | 17,1 | 113 |
Следует отметить, что в рыночных условиях, оценив привлекательность бизнеса многие организации, а также и частные предприниматели вошли в эту отрасль, результатом чего стало ужесточение конкуренции. Так, для хлебозавода конкуренты характеризуются следующими параметрами:
- действуют два хлебозавода по статусу и потенциалу примерно равные хлебокомбинату. В основном их продукция близка по ассортименту, но все они осуществляют модернизацию или частичные качественные изменения. Сектор рынка всех этих трех заводов составляет 48,3%, который равномерно поделен между этими всеми предприятиями.
- также действуют частные предприниматели, которые осуществляют производство хлебобулочной продукции в меньших масштабах, но по суммарным показателям занимают 40% рынка;
- на рынке области сбывают продукцию и другие хозяйствующие субъекты (другие географические характеристики) – оставшаяся доля рынка.
Однако рыночные характеристики производимой продукции выступают в качестве одного из гарантов для получения относительно устойчивого дохода: т.к. продукция является традиционным товаром, то даже изменение цены не влечет за собой существенное изменение объема сбыта.
В настоящее время организация принимает активные попытки по внедрению принципов стратегического управления. Однако для реализации общей стратегии развития организации, которая направлена на внедрение принципов стратегического управления может определить одно из «слабых звеньев» – состояние производственной базы. Одновременно стратегические изменения будут затрагивать и технологические процессы, обусловленные положительными результатами исследований в области пищевой промышленности, а также состоянием материальной базы предприятия. Это не позволяет развивать качественные характеристики товарного ассортимента, а также осуществлять внедрение товаров – новинок в производство (или модифицированных товаров в соответствии с исследования в области культуры питания) (см. табл. 3).
Таблица 3 – Общие характеристики производимых продуктов
Показатели | Хлеб | Булочные изделия | Кондитерские изделия | Макаронные изделия |
Показатель эластичности спроса по цене | 0,9 | 1,1 | 1,7 | 1,7 |
Доля рынка, занимаемая предприятием, % | 40 | 37 | 12 | 11 |
Доля продукта в выручке организации, % | 50 | 25 | 12 | 13 |
Объем предполагаемого для ввода оборудования, тыс. руб. | 75000 | 25000 | 12000 | 50000 |
Себестоимость в год, тыс. руб. | 402431 | 1015918 | 40326,5 | 51325,4 |
Общие издержки в год, тыс. руб. | 55000 | 800000 | 111000 | 100000 |
Численность производственного персонала, чел. | 108 | 97 | 54 | 57 |
Однако многие программы не реализуются в силу того, что в организации отсутствует система отлаженных расчетов за готовую продукцию – в основном продукция отгружается по принципу «под реализацию».
Структура дебиторской задолженности следующая:
- по хлебу – 37%;
- по булочным изделиям – 35%;
- по кондитерским изделиям – 3%;
- по макаронным изделиям – 15%;
- по транспортным операциям - 10%.
см. также Производственная структура хлебозавода